Объединение муниципальных районов и их административных центров стало сегодня главной темой дня. Этот вопрос обсуждается давно, но вновь был поднят представителями власти и средствами массовой информации. Сколько времени уйдет на реформы и нужны ли они? "Первый областной" попытался разобраться в ситуации.

В прошлом году Государственная Дума России приняла поправки в закон о местном самоуправлении. Они вступили в силу с 1 января 2011 года. Согласно этим поправкам, теперь есть возможность создавать общую администрацию муниципального района и поселения, являющегося его административным центром. То есть объединять должности глав районов и райцентров.

Глава администрации "два в одном" - такое муниципальное ноу-хау предложили депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. Впрочем, возможность совмещения функций глав района и городского поселения обсуждалась уже достаточно давно.

Предлагаемая модель управления может быть использоваться только в том случае, если депутаты районного и городского уровня (райцентра) примут соответствующие изменения в своих уставах. Что касается Челябинской области, изменения могут коснуться, например, Аши, Коркино, Сатки и Троицка.

"Для этого действительно нужно изменить устав. Кроме того, функции управления могут быть переданы району сразу же после окончания полномочий действующего мэра. Он может, конечно, по собственной инициативе подать в отставку. При этом представительные органы власти остаются: как депутаты поселения, так и депутаты района", - отметил заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Семен Мительман.

Существуют районы, которые состоят в основном из сельских поселений, но при этом имеют экономически сильный административный центр - городское поселение. В таком районе весь экономический потенциал и главные налогоплательщики - крупные предприятия - находятся на территории административного центра.

Получается "перекос" в сторону одного муниципального образования. Необходимость выравнивания ситуации - главный аргумент в пользу принятия законопроекта. Есть еще один - экономия бюджетных ресурсов. При слиянии администраций чиновников станет в два раза меньше.

"Это и экономия бюджетных средств. Все делается для упрощения работы исполнительной власти. Проще работать с меньшим количеством субъектов. Согласитесь - это не дело, когда в двух рядом стоящих зданиях сидят два начальника и управляют практически одним и тем же", - отметил Семен Мительман.

Кроме того, по мнению законодателей, это новшество в законе позволит избежать противостояния между администрациями районов и административных центров.

Для жителей муниципалитетов подобные изменения пойдут на благо. Объединение позволит единой системой обслуживать транспорт, медицину и образование. Сейчас эти сферы курируют главы районов.

"Инициатива актуальная на самом деле. Будем выжимать из этого максимум. Потому что денежные средства идут через район. По 131 закону ответственность полностью лежит на районе. Я имею в виду, за жизненно важные объекты и все чрезвычайные ситуации. И губернатор спрашивает за все не с главы поселения, а именно с главы района. Этот закон нужен. Главное - чтобы он так работал, чтобы ничего не мешало выполнению конкретных дел", - отметил Виктор Чистяков, глава Ашинского муниципального района.

Что же будет с главами административных центров? Возможен вариант перехода в районную администрацию в качестве первого заместителя, который будет курировать работу конкретного поселения. Ведь он как никто знает проблемы своей территории.

"Городская власть - это единственная власть, которая работает с народом. Мы, к примеру, работаем со старшими по домам, по улицам, ходим по всем собраниям. Если взять нашу администрацию, то по численности она - небольшая. Район тоже сократил количество чиновников. Поэтому о революционном сокращении аппарата речи нет", - рассказал "Первому областному" глава Еманжелинского городского поселения Александр Хрулев.

Впрочем, в одном сходятся все участники процесса. Объединение не должно быть быстрым.

"Процесс этот - долгий, взвешенный. Будем советоваться с населением, с представительными органами власти", - отметил заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Семен Мительман.

Екатерина Гончаренко, специально для "Первого областного"