Новая программа будет мотивировать школьников на получение технических специальностей.

Сегодня исполняющий обязанности губернатора Челябинской области провел совещание по подготовке квалифицированных кадров для экономики региона. Министерство образования представило Борису Дубровскому проект «ТЕМП», который будет мотивировать школьников получать не пропагандируемые обществом профессии, а востребованные предприятиями технические специальности. В перспективе образовательная программа будет работать на решение двух ключевых задач, обозначенных главой региона в Стратегии развития области. Эксперты назвали актуальным предложенный Дубровскому образовательный проект.

Открывая встречу с членами правительства, представителями минобра, ректорами, директорами учебных заведений, экспертами, и.o. губернатора отметил, что Челябинской области нужна такая система образования, которая позволит достичь целей, поставленных им в Стратегии развития области до 2020 года: увеличение валового продукта в 2 раза и повышение производительности труда в 1, 7 раза. По мнению Бориса Дубровского, для решения этих задач нужны подготовленные кадры.

— Мы должны выстроить такую систему образования, которая будет готова к реализации этих задач. С одной стороны, Южный Урал — один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой — очень часто на профильных встречах я слышу, что бизнес, представители предприятий не довольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных учреждений. Они не имеют тех навыков, которые применимы на предприятии, у них нет практики, которая требуется. Есть и претензии у ректоров к тем абитуриентам, которые приходят к ним после школ, — заявил глава региона. — Я и сам сталкивался с такими проблемами, будучи руководителем Магнитогорского металлургического комбината: не было дефицита в инженерных кадрах, но при этом остро не хватало специалистов рабочих профессий. Сегодня требования к ним очень высокие.

Министр образования Челябинской области подтвердил, что Южный Урал действительно занимает крепкие позиции по сравнению с другими регионами страны. Ежедневно образовательные услуги в регионе получают более миллиона человек, это каждый третий житель. Для них работают около 3, 5 тысяч лицензированных учебных заведений. 91 процент детей занимаются в современных школах, прошедших модернизацию. Однако все успехи не решают главной проблемы. У школьников отсутствует мотивация получать техническую профессию, востребованную в реальном секторе экономики. А у педагогов нет желания и возможностей создавать стремление к обучению рабочим специальностям.

— Система профориентации, которая существует в нашей стране сейчас, начинает свое «воздействие» на школьника уже в старших классах. По сути — тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов, — подчеркнул министр образования Челябинской области Александр Кузнецов. — Я уверен, что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада. Особую роль в этом также должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции более «легким» творческим направлениям — музыкальным школам, вокальным студиям, спортивным секциям.

По мнению министра, для нового качества образования необходимы три условия: содержание, кадры, бытовые и материально-технические условия. Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться и мотивация педагогов. Учителя должны быть материально заинтересованы в подготовке будущих «технарей». С учетом этих критериев в региональном минобре разработали проект «ТЕМП» — «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». С управленческой точки зрения название расшифровывается, как Т — требования времени; Е — единство целей и задач; М — мотивация и стимулирование; П — пути решения и приоритеты деятельности. К 1 августа по поручению Бориса Дубровского проект «ТЕМП» будет доработан до программного документа. Эксперты, приглашенные на совещание, отметили актуальность идеи. По их мнению, сегодня школа должна делать ставку на опережающее обучение и готовить учащихся к выбору профессий, которые будут востребованы экономикой через 15 лет, должна воспитывать тягу к труду.

— Мы рассуждаем в реалиях середины двадцатого века, когда десятилетиями существовали устойчивые производства, устойчивые профессии, и когда первоклассник приходил в школу, родители могли выбирать, кем он будет. Сегодня совершенно другое общество, постиндустриальное, поэтому, когда первоклассник приходит в школу, совершенно неизвестно, что будет через 15 лет, когда он выпустится, — отметил директор Дворца пионеров и школьников им. Крупской Иван Иоголевич. — Мотивация должна быть другой: на новые знания, на развитие, на желание трудиться на общее благосостояние.

С тем, что в ребенке важнее формировать тягу к труду, чем угадать потребность в кадрах через 15–20 лет, согласился и Борис Дубровский. Глава региона напомнил, что последний мировой кризис многим показал, что надо жить в реальности, в реальном секторе экономики.

— Цели, которые поставлены в Стратегии, они сводятся, по сути, к одному — Челябинская область должна стать зоной опережающего развития, причем за счет собственных ресурсов. И для достижения этой цели мы должны подготовить людей, которые будут нацелены на производство и созидание, — заключил Дубровский.