Тарифы на коммунальные услуги и собственно уровень и качество предоставляемых "коммунальщиками" услуг - это вечная тема, в которой организации и жители не могут найти общий язык. Жителей не устраивает цена, по мнению собственников, она слишком высокая, а качество услуг не выдерживает никакой критики. На что представители «жэков» парируют, что причина большинства проблем - это долги самих жителей. Деньги на содержание уходят на погашение задолженностей.

Самое интересное, что эта проблема общая для всей страны, и при этом везде с такой ситуацией постоянно пытаются бороться. Создаются специальные приемные для принятия жалоб от населения, различные контролирующие комиссии и горячие линии, но пока что борьба не привела к коммунальному раю, и иногда кажется, что до него очень далеко. С другой стороны власти понимают и проблемы коммунальщиков - если есть задолженность, ее необходимо "гасить". Более того, власти придумали интересный ход, благодаря которому решаются проблемы не только коммунальщиков, но и собственников: одни получают возможность оплатить счета, а другие не будут этого делать за них.



Но это не решение проблем, потому что таковые остаются. По крайней мере, такова позиция простых граждан, но стоит ли рассматривать ситуацию только с этой стороны? Определенные изменения происходят, и направлены они на улучшение ситуации, так в чем еще причина? Почему по-прежнему столько проблем и граждан, недовольных качеством работ коммунальных служб?

Недавно Президент России Дмитрий Медведев поручил до 1 февраля 2012 года внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на усиление государственного жилищного надзора за деятельностью коммунальных организаций, оказывающих соответсвующие услуги населению. Помимо этого Президент затронул и чуть выше обозначенные проблемы, в частности о необходимости разделении оплат управляющих компаний и собственно тех организаций, которые предоставляют эти самые ресурсы. Конечно, Президент не обошел стороной вопрос о контроле за деятельность коммунальных служб, предложив создать единый информационный ресурс, который позволит тщательно контролировать весь процесс. Последний аспект очень важен, поскольку именно абсолютная непрозрачность финансовых действий компаний и настораживает граждан.

Кроме того, проблеме ЖКХ было посвящено заседание в Великом Новгороде во главе с премьер-министром Владимиром Путиным, в заседании также принял участие и губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Премьер-министр России Владимир Путин: «Обустроенная страна начинается с порядка на улице и во дворе. С нормальной работы коммунальных служб, школ, детских садов. С тех повседневных вопросов, которые входят в сферу ответственности муниципалитетов». Речь шла не только о контроле действий управляющих компаний, но также глав регионов и самих жителей.



Помимо нововведений в контроле за работой коммунальных служб, введется и работа с тарифами и их уровнем. Недавно в силу вступило Постановление согласно которому, 1 января 2012 года повышения тарифов не будет, но это не означает, что повышения тарифов не будет в в этом году, повышение будет. В данном случае есть два момента на которые следует обратить внимание:
  • повышение будет, но только 1 июля
  • повышение происходит раз в год
Естественно, что самый важный момент второй. Дело в том, что повышение происходит раз в год, но не в календарный, а один раз в течение года. При этом принято делать разбивку по периодам, иными словами, уже сейчас можно обозначить примерную сумму, на которую будут повышены коммунальные платежи.



Из всего этого следует, что работа идет и работа очень серьезная, так почему по-прежнему остается много проблем, почему по-прежнему собственники имеют массу нареканий к управляющим компаниям? Решение большинства из текущих проблем оказывается в руках самих граждан, точнее, в их нежелании решать эти сложности. Совсем недавно один из активистов жителей одного из челябинских домов пробовала обойти собственников с предложением о изменении оплаты за коммунальные услуги - платить не управляющей компании, а тем организациям, которые предоставляют услуги. Большинство не только не знают о подобной возможности, но и не желают, поскольку не желают разбираться в тонкостях. Да и вообще цель такого обхода была попытка поговорить с собственниками о ТСЖ. Попытка так и осталась попыткой.



Получается, что люди винят коммунальные службы и власти в нежелании решать текущие проблемы, но при этом проявлять самостоятельное желание рвутся далеко не все. Между тем, таким образом ситуация надолго не останется, и уже сейчас власти говорят о том, что собственникам придется проявлять больше самостоятельности в решении насущных проблем.



Да, действительно, всех проблем решить не получится никогда, но для начала решения проблем необходимо участие всех сторон. Конечно, очень удобно обвинять остальных, а не себя в сложившиеся ситуации. Конечно, есть и ситуации, когда есть проблема, и жители пытаются ее решить, но при этом те организации, в чей ведомости это решение находится, бездействуют, - это уже отдельная ситуация. Но общая ситуация такова, что в то время, когда сами жители негодуют на работу «коммунальщиков», сами они не «горят» желанием участвовать в решении этих проблем, а зачастую можно было бы избежать большей части подобных ситуаций, если жители станут сами проявлять больше активности и желания.