Ученые обнаружили еще один способ человеческого организма бороться с нежелательными бактериями. "Секретное" оружие - это белки семейства Gbp (гуанилат-связывающие белки). Они, конечно, давно были известны ученым, однако исследователи должно не могли расшифровать, чем именно занимаются эти элементы, сообщает mignews.com.

Открытие совершила группа молекулярных биологов из Йельского университета США. Им даже посчастливилось увидеть белки в действии. Прежде было известно лишь то, что синтез Gbp сильно увеличивается при целом ряде бактериальных инфекций, а при появлении патогенов клетки начинают выделять гамма-интерферон, который можно сравнить с военным сигналом к атаке. В ответ на это клетки иммунной системы, макрофаги, начинают усиленно производить Gbp-белки.

В результате экспериментов удалось установить, что четыре из 11 белков семейства активируются при иммунном ответе на две бактерии: Listeria monocytogenes, которая "обеспечивает" нас пищевыми инфекциями, и Mycobacerium bovis, близкую родственницу туберкулезного возбудителя. Мыши с генетически выключенным Gbp1 оказывались совершенно беззащитными перед этими патогенами.

Для выяснения тонкостей механизма работы этих белков исследователи сконцентрировались на 1-м и 7-м представителях Gbp-набора. Функционально эти белки оказались похожи на саперов-подрывников.

Когда бактерия поглощается макрофагом, Gbp1 и Gbp7 начинают подтаскивать к ней мембранные пузырьки-везикулы с антибактериальными токсинами, которые вырабатываются тем же макрофагом (точно так же настоящие саперы минируют вражеские укрепления).

Gbp1, кроме того, маркирует собой бактериальную клетку, обеспечивая транспортировку мертвой бактерии в лизосомы - органеллы, где происходит расщепление и утилизация опасного, хотя и мертвого, биологического "мусора".

Для полноты картины ученые проверили, как работает один из человеческих Gbp, и человеческий белок продемонстрировал те же свойства, что и мышиный. Полностью результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Молекулы, ответственные за "логистику" внутри организма и клеток, важны не менее чем собственно молекулы-убийцы. Если удастся создать такие антибиотики, которые помогут клеткам организма доставить собственные бактерицидные вещества по назначению, то тогда удастся избавиться от множества неприятных побочных эффектов, которыми знамениты антибиотики "прямого действия".