Челябинских автомобилистов и пассажиров общественного транспорта в этом году ждут большие изменения. Власти уже в этом дорожном сезоне намерены внедрить четыре новые выделенные полосы, чтобы повысить скорость движения автобусов и троллейбусов, а также развести потоки общественного и личного транспорта. В итоге протяженность «выделенок» в городе составит более 34 км, а существующие полосы движения сузят до нормативной ширины в 3,25 метра. Где появятся коридоры для общественного транспорта (ОТ) и какой от этого ожидают эффект — в материале ИА «Первое областное».

Как заявил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров на прошедшей сегодня пресс-конференции, мероприятия по «выделенкам» позитивно отразятся для пассажиров более чем 50 маршрутов. Время проезда ОТ на таких участках сократится в среднем на 25—30%, а Челябинск по приоритетному проезду автобусов и троллейбусов переместится с 14-го на 4-е место в стране. Выделенные полосы нужны не только для сокращения времени поездки, но и для соблюдения расписания. В этой связи важно развитие большого транспорта.

В пример приведен эксперимент, когда одинаковое количество людей посадили сначала в автомобили, а затем автобусы, чтобы сравнить, сколько личные машины занимают места на дороге. Средняя загрузка автомобиля в стране составляет 1,2 человека, при этом максимальная теоретическая пропускная способность полосы составляет 1,5 тысячи человек в час (без учета светофоров и при высокой загрузке). В реальности же одна городская полоса «перевозит» от 700 до 1 тысячи 200 человек в час. Выделенная полоса позволяет провозить всех этих людей в больших автобусах, достигая показателя в 4,5 тысячи человек в час.


«При формировании коридоров выделенных полос учитывалась транспортная загрузка, то есть участки с максимальной частотой движения общественного транспорта, и средняя скорость движения. Вне пиковых часов достигается хорошая стабильная скорость движения выше 21—22 километров в час. В пиковые часы на некоторых участках скорость падает до 8—12 км/ч. Это очень низкая скорость, и в такой автобус никто не пересаживаться не будет», — сказал Александр Егоров.

Выход из этой ситуации — выделенная полоса. В 2023 году в Челябинске «выделенки» появятся на следующих участках:

— проспект Ленина от улицы Героев Танкограда до Воровского;

— улица Рождественского — Копейское шоссе от проспекта Ленина до Енисейской (с прерываниями в узких местах);

— улица Чичерина от улицы Бейвеля до проспекта Победы;

— улица Молодогвардейцев от проспекта Победы до улицы Братьев Кашириных.


Одна из самых загруженных ОТ улиц — проспект Ленина. В часы пик правая полоса уже напоминает «выделенку». Для расчетов использовали 64-й автобусный маршрут: в зависимости от времени поездки пассажир может ехать в автобусе как 30 минут, так и целый час. В таких условиях невозможно составить грамотное расписание, которое удовлетворяло бы всех пользователей. Транспортные предприятия вынуждены составлять «тянутые» расписания, учитывающие интенсивность движения в часы пик. Это заметно, когда автобус едет по пустой улице, но водитель вынужден снижать скорость, чтобы следовать в графике. При организации «выделенки» от этой проблемы можно уйти.

Челябинская транспортная реформа базируется на больших машинах, но им нужно обеспечить достойный интервал движения (раз в 8 минут), чтобы пассажиры подолгу не ждали своего автобуса. Выделенные полосы обеспечат горожанам главное: их транспорт придет к остановке вовремя. Сейчас Челябинск ориентируется на лидеров по «выделенкам». Впереди всех в России сейчас Казань (183 км выделенных полос) и Красноярск (57,1 км).

«У города уже есть живой пример использования „выделенки“ — Комсомольский проспект, где для 22 маршрутов проложен коридор в 13,4 км. Произведенные замеры показывают, что общественный транспорт на Комсомольском проспекте стал ездить на треть эффективнее. Уменьшился и „разброс“ машин, а человек уже заранее может понимать, сколько времени у него займет дорога утром и вечером»,— отметил замминистра.

Все эти выделенные полосы делаются не просто так, а под обновление подвижного состава ОТ в Челябинской агломерации. Сейчас парк автобусов состоит из 275 машин и 17 единиц техники большого и особо большого класса. На линию скоро выйдут новые троллейбусы «Синара-6254», которые полностью заменят старых «рогатых». Также до конца 2025 года в городе появятся 200 новых автобусов среднего класса. Именно этой массе техники нужно обеспечить приоритетный проезд, чтобы такие большие бюджетные вложения не были сделаны зря.

Параллельно с этим власти возрождают и обновляют трамвайную инфраструктуру, на что выделено более 1 млрд рублей. Об участках масштабного ремонта путей и внедряемых технологиях стабильной работы трамвая можно узнать в материале Первого областного информагентства.