Нейробиологи из Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова совместно с коллегами из Германии и Нидерландов впервые показали, как определенные генетические мутации в сочетании со стрессом, пережитым в детстве, влияют на развитие аутизма, сообщают «Известия». Ученые провели эксперимент на мышах, в котором сравнили особей в «включенным» и «выключенным» геном CDH13. Именно он играет одну из главных ролей в развитии расстройств аутического спектра, синдрома гиперактивности, дефицита внимания, а также депрессии.

Как пояснили ученые, ген CDH13 блокирует кадгерин 13, который участвует во многих процессах в мозге. Однако науке до сих пор неизвестно, что приводит у пагубным последствиям, потеря или усиление его функций.

Мы работали в два этапа. Сначала провели изменения в генах у мышей и изучили реакцию мозга. Затем тех же мышей подвергли стрессу — разлуке с матерью. В первой части исследования мы искусственно снизили выработку кадгерина 13. Оказалось, что этот белок участвует в развитии серотониновой системы мозга. У мышей с «выключенным» геном наблюдалась более высокая плотность серотониновых нейронов и повышенная иннервация. — рассказал «Известиям» руководитель лаборатории психиатрической нейробиологии Института молекулярной медицины Сеченовского университета профессор Клаус-Петер Леш.

Результаты исследования представляют несомненный интерес с точки зрения выявления еще одного варианта диагностики аутизма, считает завкафедрой клинической психологии ЮУрГУ, вуза — участника проекта «5−100», Михаил Беребин. По его словам полученные учеными данные, могут быть положены в основу дополнительного метода уже существующей комплексной диагностики.

Полученные коллегами из университета им. И.М. Сеченова данные о возможности изучения вариантов гена CDH13 у человека могут быть положены в основу дополнительного метода существующей комплексной диагностики для выявления детей с истинными расстройствами аутистического спектра. Вероятно, продолжение исследований в этом направлении позволит выявить различия, которые могут дополнительно аргументировать и обосновывать диагноз. — цитируют Михаила Беребина «Известия».

Как отметил, преподаватель кафедры экологии и генетики Института биологии ТюмГУ Сергей Артеменко, изученный ген участвует в формировании заболевание и его исследование важно, однако аутизм возникает при взаимодействии около 300 генов, и дополнительных внешних факторов.