Свежий воздух, незабываемые впечатления и ... смертельные исходы. Катание на горнолыжных курортах, к сожалению, иногда приводит к трагедии. Любителям экстрима нужно отдавать себе отчет: горнолыжные склоны - территория повышенного риска. Только в январе на Урале произошло несколько трагических случаев.

Так, в горнолыжном комплексе "Гора Теплая» житель города Первоуральска разбился во время катания на "бублике". Как выяснилось, отдыхающие распили литр текилы и отправились кататься не на специализированную трассу для тюбингов, а на трассу для лыжников и сноубордистов. В результате сноутюб молодого человека на огромной скорости врезался в дерево. Турист погиб на глазах у друзей от тяжелейших травм головы.

В "Солнечной долине" в середине января этого года погиб горнолыжник. 39-летний спортсмен во время спуска упал и получил закрытую черепно-мозговую травму. Но в этом случае одной из причин гибели могла стать обледенелость трассы. Очевидцы считают, что директор горнолыжного курорта сэкономил на ее заснеживании.

"Он ехал в стойке лыжника, чуть присев, головой вперед, прямо так лицом и въехал в сугроб. Подъехал к нему, одна лыжа отлетела метров на семь, вторая рядом лежала. Лыжник отлетел от сугроба на 2,5- 3 метра вниз по склону, головой по направлению к подножью горы, лежал на спине. Руками потрогал трассу - она твердая, как лед. На ощупь плотно-плотно спрессованная ледяная крошка. Я когда снег потрогал, думаю, наверное жесткий удар был, как бы нос не сломал. С лежащего лыжника люди сняли маску. У него нос просто внутрь вдавлен был, перелом очень жесткий, кровь из носа, рта шла, лицо все как будто внутрь вмялось. Но еще живой был, дышал. Через пару минут он дышать перестал, синеть начал очень быстро, гематома на все лицо, пульс на шее не нащупали",- пишет в своем блоге один из очевидцев.

И вот несчастный случай с летальным исходом в горнолыжном центре "Металлург-Магнитогорск". Во время спуска с трассы мужчина наехал на 12-летнюю девочку. Она скончалась до приезда «скорой помощи». Сейчас ведется расследование этого несчастного случая.

Один из основных аспектов экстремального отдыха - это безопасность. Так, специалисты советуют ни в коем случае не кататься на необорудованных, "диких" трассах. Те, кто неуверенно чувствует себя на лыжах, не должны выбирать сложные спуски. Лучше всего начинать катание с участием опытных инструкторов.

Горнолыжные центры многих стран применяют единую систему условных обозначений на местности и на схемах горнолыжных трасс. Существует 4-х уровневая международная классификация трасс по цвету: зеленый цвет - очень легкая трасса для новичков (учебная), голубой цвет - легкая трасса для начинающих, красный цвет - трасса средней сложности для весьма опытных лыжников, черный цвет - технически сложная трасса для очень опытных горнолыжников.

О чем нужно помнить при подъеме на горнолыжную трассу?

При подъеме на бугелях:

- Следует снять с запястья ремень лыжной палки, чтобы быстро освободиться от нее, если она что-то зацепится;

- При падении нужно сразу отпустить штангу и быстро отодвинуться в сторону;

- В конце проезда следует остановить штангу в указанном пункте, иначе механизм может автоматически остановиться;

- Необходимо быстро отходить от места схода, чтобы не попасть под следующую штангу.

При использовании кресельных подъемников:

- Рюкзак надо держать на коленях. Находясь за спиной, он может зацепиться за сиденье;

- Нужно опустить предохранительный барьер, чтобы избежать возможного падения;

- Нельзя спрыгивать с сиденья. Расстояние между ним и землей больше, чем это кажется.

При подъеме в подвесных кабинах:

- В кабине не должно быть пассажиров больше, чем положено. Запрещено раскачивать кабину;

- Двери открываются и закрываются автоматически. Нельзя прислоняться к ним;

- Не следует выглядывать наружу и выбрасывать что-либо из окна;

- В случае остановки надо терпеливо ждать нового запуска или действий служащих.

О чем нужно помнить при спуске по горнолыжному склону?

- Приоритет имеет лыжник, находящийся впереди. Траектория и обгон должны быть безопасны для других катающихся. Нельзя кататься под тросами подъемников;

- При спуске необходимо регулировать скорость и траекторию, учитывая свое мастерство, видимость, качество снега и рельеф. При большом скоплении лыжников надо снизить скорость, особенно в зонах для "начинающих" и на конечном участке трассы. Не следует останавливается, где вздумается. Не надо мешать другим лыжникам, но лучше всегда быть на виду.

На горнолыжный трассах есть много вещей, которые делать категорически запрещено:

- Запрещено катание посетителей в зонах проведения тренировок ДЮСШ и соревнований, а также в неподготовленных и несанкционированных зонах горнолыжного комплекса;

- Запрещено катание на снегокатах, санях, санках, беговых лыжах, ледянках, сноускейтах, велосипедах, мотоциклах или других приспособлениях в зонах горнолыжных трасс или сноуборд-парке;

- На территории горнолыжного склона нельзя находиться в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения или под воздействием других сильнодействующих препаратов;

- Запрещено строить трамплины на горнолыжном склоне и сноубордпарке, а также не несанкционированная установка слаломных штанг;

- Подъем и спуск по склону без лыж запрещен, кроме случаев необходимости (травма, разрушение инвентаря, помощь другому).

Кроме того существуют правила поведения лыжника, принятые на всех склонах развитых в горнолыжном отношении стран. Правила FIS применяются ко всем лыжникам и сноубордистам. Если они не делают этого, то их поведение, в случае несчастного случая, может оказаться под действием гражданского и уголовного законодательства.

На форуме сайта www. velosamara.ru их приводит пользователь под ником Gosha.

Правило 1: Уважай окружающих.

Лыжник или сноубордер должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим. Лыжник или сноубордер ответственен не только за свое поведение, но и за неисправность своего снаряжения. Это также относится к использованию недавно разработанного снаряжения.

Правило 2: Контроль скорости и направления движения.

Лыжник или сноубордер должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям склона, снегу, погоде и количеству других лыжников или сноубордеров на склоне. Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники или сноубордисты едут слишком быстро, не следя или не замечая других. Лыжник или сноубордист должен быть способен останавливаться, поворачивать и двигаться внутри границ своего поля зрения. В переполненной области или в месте, где видимость ограничена, лыжник должен ехать медленно, особенно на границе крутого склона, в нижней части трассы и в области около подъемников.

Правило 3: Выбор направления

Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди.

Горные лыжи и сноуборд - это свободный спорт, где каждый может ехать где и как ему нравится, при условии, что он соблюдает настоящие правила и соизмеряет свое катание со своими возможностями и условиями на склоне. Лыжник или сноубордист едущий впереди имеет приоритет, едущий позади другого, в том же направлении, должен сохранять достаточную дистанцию между ним и другим лыжником или сноубордистом для того, чтобы едущий впереди лыжник мог выполнять все свои движения свободно.

Правило 4: Обгон

Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных и не преднамеренных движений. Лыжник или сноубордист, обгоняющий другого лыжника полностью ответственен за то, что выполняемый им маневр не создаст никаких сложностей для лыжника, которого он обгоняет. Эта ответственность сохраняется за ним до тех пор, пока обгон не будет выполнен. Это правило распространяется и случай обгона (объезда) неподвижного лыжника.

Правило 5: Выход, начало движения, движение вверх по склону

Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу или начинающий движение после остановки или движущийся вверх по склону должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы убедиться, что он может начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих. Опыт показывает, что выход на трассу и начало движения после остановки часто являются причиной несчастных случаев. Чрезвычайно важно, чтобы лыжник или сноубордист выходил на трассу внимательно и аккуратно, не создавая помех и не подвергая опасности себя и окружающих.Когда лыжник начал движение, даже медленно, он имеет преимущество, в соответствии с Правилом 3, перед более быстрыми лыжниками приближающимися сверху или сзади.
Развитие карвинговых лыж и сноубордов позволяет их пользователям поворачивать и ехать вверх по склону. Таким образом они едут в противоположном направлении основному потоку, двужущемуся вниз по склону. Поэтому они должны вовремя убедиться в том, что они смогут это сделать без того, чтобы подвергать опасности себя или окружающих.

Правило 6: Остановка на склоне

За исключением чрезвычайной необходимости лыжник или сноубордер должен избегать останавливаться на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен, как можно быстрее, освободить склон. За исключением очень широких трасс остановки должны выполняться на краю трассы. Лыжник или сноубордист не должен останавливаться в узких местах и там где другим будет сложно его увидеть сверху.

Правило 7: Подъем и спуск без лыж

Лыжник или сноубордист поднимающийся вверх, как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы. Движение против основного направления может создать неожиданную помеху для лыжников и сноубордистов. Следы от ног повреждают склон и могут создать опасность для лыжников и сноубордистов.

Правило 8: Соблюдайте знаки и разметку

Лыжник или сноубордист должен соблюдать знаки и разметку. Уровень сложности трассы обозначается соответствующим цветом черный, красный, синий и зеленый. Лыжник или сноубордист свободен в выборе того по какой трассе ему спускаться. Склоны имеют и другие знаки, указывающие направление, предупреждающие об опасности и/или о закрытии трассы. Знаки закрытия трассы, как и знаки предупреждающие об опасности, должны быть хорошо заметны.Лыжник или сноубордист должен понимать, что предупреждающие знаки поставлены в его интересах.

Правило 9: Помощь

При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста оказать помощь пострадавшему. Это основной принцип для всех спортсменов, они должны оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае вне зависимости от того, возложена на них такая обязанность по закону или нет. Немедленная первая помощь должна быть оказана, соответствующие службы оповещены, а место, где произошел несчастный случай, помечено для предупреждения других лыжников. FIS выражает надежду, что все происшествия и нарушения правил движения на склоне, включая случаи типа "сбил и уехал" будут подпадать под действие законодательства, близкого к законодательству, которое используется при разборе дорожно-транспортных происшествий, и, что аналогичные взыскания будут налагаться на нарушителей, во всех странах, где подобное законодательство еще не действует.

Правило 10: Идентификация

Все лыжники или сноубордисты и свидетели, вне зависимости от участия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после инцидента. Свидетели очень важны для составления подробного и правильного отчета об инциденте и, поэтому, каждый должен помнить, что он обязан, как ответственный человек, предоставить информацию о том, чему он был свидетелем. Отчет службы спасения и полиции, также как и фотографии серьезно помогают в определении гражданской и уголовной ответственности.


К сожалению, эти правила соблюдают не все. И если их будете выполнять не только Вы, но и ваши соседи по горнолыжному склону, то это поможет избежать несчастных случаев на склоне.

Инна Шемаева, специально для "Первого областного"