О новых и самых востребованных направлениях, а также о перспективах, открывающихся перед абитуриентами в связи с появлением военной кафедры и масштабным проектом по строительству университетского кампуса, в интервью ИА «Первое областное» рассказал ректор Челябинского государственного университета Сергей Таскаев.

Сергей Валерьевич, по каким направлениям сейчас самый «горячий» конкурс, что особенно востребовано у сегодняшних абитуриентов?

— Особенных сюрпризов нынешняя приемная кампания не принесла. Основные направления, которые сейчас действительно входят в «топ», — это в первую очередь все то, что связано с IT-сферой. В ЧелГУ это довольно большой блок направлений. Они есть и в институте информационных технологий (здесь все, что касается создания программного обеспечения), и на математическом факультете (компьютерная безопасность), и на физическом — информационная безопасность автоматизированных систем. В этом году мы запускаем интересный проект по созданию производственного кластера по разработке микроэлектроники совместно с компанией InSmart. Фактически это настоящий мини-завод с полным циклом производства: от разработки микроэлектроники до ее воплощения в конкретное изделие.

Традиционно пользуются высоким спросом направления, связанные с юриспруденцией и экономикой. Это то, чем всегда славился ЧелГУ, фактически его визитная карточка.

Хорошо идет набор на направления, связанные с изучением живых систем, — на факультете фундаментальной медицины и биологическом. Биология, биохимия, биофизика пользуются повышенным спросом в последние несколько лет. Высокий запрос на экологию, фармакологию. Разработка новых лекарственных средств, малотоннажная химия — это то, что с учетом санкционного давления западных стран приобретает особую значимость в масштабах всей страны, так как напрямую связано с национальной безопасностью. К слову, эти направления будут представлены в новом межуниверситетском кампусе: там будет создана принципиально новая инфраструктура: лаборатории, учебные аудитории, общественные пространства для студентов. Так что ребята, которые уже сегодня выбирают эти направления, однозначно не окажутся в проигрыше.


А какие новые специальности появляются?

— Ландшафтный дизайн на факультете экологии. На факультете фундаментальной медицины — медицинская кибернетика. На экономическом факультете мы в этом году запускаем педагогическое образование, причем сразу с бюджетными местами. Интересный формат: выпускники смогут обучать экономике и информатике, а также проектировать программы развития и разрабатывать цифровые продукты. Так что у ребят большие перспективы трудоустройства в самые современные компании и образовательные организации всех уровней.

Или, к примеру, новые направления с изучением персидского языка на факультете Евразии и Востока. Запрос на специалистов со знанием фарси сделали компании Челябинской области, ведущие внешнеэкономическую деятельность с иранскими партнерами. А губернатор Алексей Текслер услышал их и поддержал, выделив бюджетные места. Желающих оказалось много! Студенты будут изучать не только фарси, историю и культурные традиции Ирана, экономику этой страны, которая уже несколько десятилетий выдерживает прессинг западных санкций. Это будут сверхвостребованные специалисты.

Наш университет предлагает более двухсот образовательных программ. При этом та же самая физика пять лет назад и сегодня — это две совершенно разные учебные программы, как и классическая математика, конечно, не та наука, которая была при Лейбнице. Происходит постоянное обновление программ, добавление нового учебного материала, спецкурсов, направлений исследований. Так что в этом смысле гнаться за новыми красивыми названиями направлений, как мне кажется, не стоит. Надо видеть суть.


Выбор будущей специальности, который делают вчерашние школьники — сами или с подачи родителей, — насколько он осознанный? Как снизить риск ошибки?

— Важность ранней профориентации сложно переоценить. Необходимо, чтобы ребята уже в старших классах могли правильно выбрать если не жизненную траекторию, но хотя бы ближайшую к ней стартовую точку — пойти в профильный класс, максимально хорошо подготовиться к единому госэкзамену. По своим детям вижу, как современным подросткам непросто разобраться: а что же им на самом деле интересно, чем хотелось бы заниматься в жизни, какую профессию выбрать?

Да, мне кажется, с этим сталкиваются сегодня многие родители.

— И объясняется эта особенность поколений просто. Когда Земля еще была огненным шаром, а я заканчивал школу (улыбается. — Прим. ред.), на дворе стояли девяностые. Переходный период от развитого социализма к дикому капитализму. И не было ничего. А так хотелось жить хорошо. Поэтому было понимание, что всего придется добиваться самому, своим умом. И это заставляло, как лягушку в крынке с молоком из известной притчи, барахтаться изо всех сил, чтобы хоть как-то выплывать. Ставили цели и добивались. Потому что другого пути просто не было: ни мама, ни папа обеспечить не могли. Сейчас же уровень жизни, к счастью, иной. Конечно, не у всех, но у большинства есть и квартира, и машина, и родители готовы помогать детям, соломку подстелить. И конечно, подростки это видят, чувствуют, поэтому и цели в жизни у них немного другие, чем у моего поколения в их возрасте. Тут уже на первый план выходит саморазвитие, реализация в творчестве, постоянная рефлексия о себе и о своем месте в мире. Они живут в ином мире, более обустроенном, дружелюбном. И это, в общем-то, неплохо. Просто необходимо помочь им с выбором будущей профессии, показать разные пути. Заразить их своей энергией, идеями, увлечь наукой — непросто.

Насколько мне известно, ЧелГУ своих абитуриентов воспитывает прямо со школьной скамьи, в университетских классах?

— Прямо с первого класса. Когда дети еще не знают законов биологии, физики, химии, каждый эксперимент сродни чуду и практической магии, и это может стать их самым первым шагом в науку — в нашем Детском университете.

Среднее звено школы — это уже Малая академия и Малая универсиада, где школьники знакомятся с профессиями, начинают более углубленно изучать дисциплины, защищают первые научные работы, которые создаются в том числе под кураторством преподавателей университета. Кстати, победы в конкурсах засчитываются как индивидуальные достижения при поступлении, дают дополнительные баллы. Но не менее важно, я думаю, что к моменту поступления у ребят появляется желание учиться именно здесь, стены университета становятся для них родными.

Университетские классы ЧелГУ существуют уже много лет в ведущих школах Челябинска. Занятия там ведут наши преподаватели, ребята получают гораздо больший объем учебного материала, чем может дать средняя школа, за счет привлечения кадров высшей квалификации. В этом году мы открыли университетский класс нового типа в образовательном центре № 5. Будем учить семиклассников физике и биологии, а впоследствии — и химии. Спрос очень высокий, и здесь мы ограничены только высокой учебной нагрузкой наших преподавателей.

Есть еще открытые лектории: Воскресный университет и Зеленый понедельник. Лучшие преподаватели читают научно-популярные лекции, прийти и послушать которые может любой. Это позволяет расширить кругозор, а познание чего-то нового всегда доставляет огромное удовольствие.

А связка со средним профессиональным образованием тоже крепкая?

— Да, и в этом году, кстати, мы видим увеличение интереса абитуриентов: количество заявлений возросло процентов на двадцать в сравнении с прошлым годом. И это легко объяснимо. Поступая в колледж, абитуриенты, с одной стороны, получают рабочую профессию, а с другой — возможность поступить в университет без сдачи единого государственного экзамена. Более того, вуз особенно заинтересован в привлечении таких студентов, потому что они уже прошли некую базовую подготовку, погрузились в специальность и понимают, чем им предстоит заниматься в дальнейшем, не только профориентированы, но и мотивированы к учебе.


Прямо напротив приемной комиссии сегодня находится стройплощадка, можно наблюдать, как возводятся здания будущего студенческого кампуса. Расскажите, что там появится?

— ЧелГУ стал основным бенефициаром строительства межуниверситетского кампуса. В непосредственной близости от главного корпуса будут построены два общежития с номерами повышенной комфортности. Как показал опрос, примерно у 10 процентов южноуральских студентов есть запрос на проживание в более комфортных условиях, чем может предоставить номерной фонд общежитий челябинских вузов, так что, уверен, спрос будет высоким. Они будут запущены уже в следующем году. Стройка идет быстро, уже возводится второй этаж.

Тогда же будет заложена вторая очередь строительства: учебные корпуса, огромный конгресс-центр. Это позволит проводить в регионе значимые и масштабные мероприятия: зал-трансформер можно будет быстро переоборудовать под мероприятия совершенно разных форматов. У университетов появляется возможность проведения больших научных конференций, симпозиумов, российских и международных. В Челябинск будет чаще приезжать цвет науки, а значит, здесь будут генерироваться идеи, появляться новые направления сотрудничества, совместные проекты.

Насколько мне известно, параллельно в ЧелГУ ведется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса?

— Да, строительство находится в финальной стадии. Этот проект востребован не только университетом: мы заключили соглашения о сотрудничестве с крупнейшими региональными спортивными клубами: «Трактором», «ЧелБаскетом», «Метаром». Эти соглашения подстегнули интерес спортивного сообщества к вузу, вскоре будем встречаться с «Уралочкой» и футбольным клубом «Челябинск». Они будут использовать ФОК как тренировочную базу, а ребята, играющие за основные или вспомогательные составы команд, будут учиться в нашем университете. Их социализация была одним из пожеланий директоров спортивных клубов — чтобы спортсмены максимально были включены в жизнь университета, а не получали образование в заочном формате. Дело в том, что в профессиональном спорте, где все заточено на достижение поставленных целей, сложно получать то, что сейчас принято называть софт-скиллс — навыки, которые потом так пригодятся в обычной, «гражданской» жизни. После окончания спортивной карьеры и получения образования в области спортивного менеджмента, экономики, юриспруденции, педагогики ребята смогут остаться в родном клубе в качестве тренеров, управляющих, менеджеров.

В ФОКе будут залы игровых видов спорта, для занятий гимнастикой, йогой, восточными единоборствами, массажные и медицинские кабинеты. Изучаем возможность создания и Центра дзюдо.

Еще одним значимым спортивным объектом станет бассейн. Уже разработана строительная проектная документация, успешно пройдены все процедуры по согласованию с Главэкспертизой. Ожидаем финансирования, чтобы приступить к строительству. Надеемся, что перережем ленточку в момент открытия кампуса.


А что насчет других корпусов университета?

— Заканчивается масштабный ремонт второго корпуса, с которого и началась летопись ЧелГУ. В плановом порядке ведутся ремонтные работы в третьем корпусе. Создан единый дизайн-проект коридоров: это будет красивое, современное, узнаваемое пространство, чтобы даже студенты отдаленных корпусов не чувствовали себя оторванными от альма-матер.

Насколько сегодня инфраструктура вуза важна для абитуриента?

— Очень важна, причем речь идет не только о комфортных аудиториях и современных коворкингах, но и о сопутствующих объектах. Например, ЧелГУ — единственный вуз в регионе, который может похвастаться санаторием-профилакторием. Здесь можно пройти лечение без отрыва от учебы по огромному ряду направлений.

В этом году мы переформатировали отдых на нашей базе «Парус», сформировав новые тематические смены. На одну из смен я ездил сам, там собрались участники проекта «Кубок ректора» и наши активисты. Кстати, Кубок был пилотным годовым проектом для студентов, очень классным, интересным и развивающим. А на одну из смен в «Парусе» мы получили грант Росмолодежи. В таких историях мелочей не бывает: в начале лета открыли летнее кафе в нашей столовой первого корпуса, там всегда собирается народ.

Студенчество ведь проходит не только в вузе? Например, сейчас популярность набирают студенческие отряды, волонтерское движение? 

— В ЧелГУ студотряды исторически очень мощное движение, частично вуз и его подразделения, тот же «Парус», построены студентами. У нас есть отряды разных направлений: строительные, педагогические, сервисный, проводников. Недавно мы открыли еще два: медицинский и IT. Оба они помогают челябинским больницам. Ребята стали частью трудового проекта студенческих медицинских отрядов «Клиника», который проводится на Южном Урале уже второй год. Организаторами выступают Челябинское региональное отделение Российских студенческих отрядов и Южно-Уральский государственный медицинский университет.

Наши ребята из отрядов работают по всей стране, и их деятельность оценена на самом высоком уровне.

Общественная жизнь не мешает учебе?

— Напротив, она развивает, расширяет кругозор, учит понимать людей и общаться с ними. А наши студенты успевают заниматься не только учебой, но и наукой. Зачастую, когда читаю о достижениях ребят, удивляюсь: как им приходят в голову такие идеи? Приведу примеры из области диджитал-технологий, которые стартовали только в этом году. Студент ИИТ Евгений Ничипоренко разработал приложение «Мобильный помощник для слабовидящих людей». Студентка матфака Евгения Нужнова — приложение для реабилитации больных после инсульта. Аспирантка биологического факультета Юлия Чумачёва обучает нейросеть читать медицинские анализы. Другие студенты-айтишники, Владислав Пилигримов и Наталья Лебедева, создали платформу для онлайн-общения в рабочем коллективе. Посмотрите, какие это социально значимые и высокотехнологичные проекты! Мы любим науку и ценим людей, увлеченных ею. Чтобы популяризовать результаты работы ученых Челябинской области, запустили новый проект — интернет-журнал «Зеленый понедельник», который тоже поддержала грантом Росмолодежь. Уверен, что у него найдется свой читатель, а мы сможем достойно представить научную сферу региона во внешней среде.


В этом году в ЧелГУ появилась военная кафедра. Что это даст абитуриентам?

— Речь идет не о военной кафедре в классическом понимании, но смысл новой возможности именно такой. Учебный центр Министерства обороны в этом году выделил ЧелГУ 108 мест для обучения ребят по различным военно-учетным специальностям. Это фактически даст возможность сформировать три взвода из ребят этого и предыдущего года набора. Те, кто пройдет отбор по здоровью и успеваемости, освоят свою специальность вместе с военно-учетной и в дальнейшем получат освобождение от службы в армии. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы этот процесс было удобно совмещать с учебой. Думаю, такая практика будет расширяться, потому что и востребована государством, и отвечает многолетним запросам абитуриентов.

В прошлом году возникла парадоксальная ситуация, когда выпускники с высокими баллами в силу разных причин оказались за бортом, а по каким-то специальностям даже в топовых столичных вузах был недобор. Что бы вы рекомендовали абитуриентам?

— Да, по гуманитарным специальностям конкурс и в этом году будет высоким, потому что количество бюджетных мест сокращается. И здесь видится определенный диссонанс: с одной стороны, государство заявляет, что гуманитарное образование — сверхважно, потому что это фактически тот «цемент», который скрепляет общество. Но на такие направления, как юриспруденция, экономика, лингвистика, выделяется крайне мало бюджетных мест. С другой стороны, много бюджетных мест по инженерным специальностям, которые, откровенно говоря, даже не всегда обеспечены абитуриентами. Так, в прошлом году мест было на 11 тысяч больше, чем ребят, закончивших школу с необходимым набором знаний для поступления. Но тем, кто не прошел конкурс на бюджетные места, я советую не отчаиваться. Инвестиции в образование всегда окупятся, тем более что процент по образовательным кредитам, которые сегодня предлагают многие банки, ниже инфляции, причем существенно. Кроме того, есть возможность компенсации части затрат за счет налогового вычета, а у нашего вуза есть самая выгодная дисконтная программа с возможностью получить скидку до 50%. Ну а тем школьникам, кто только готовится к сдаче единого госэкзамена в следующем году, я рекомендую внимательнее посмотреть на целевые места. Если у вас уже есть некое видение своего будущего и вы готовы на три — пять лет связать свою жизнь после окончания вуза с конкретным предприятием, то это хороший вариант. Многим целевикам предприятия не только оплачивают обучение, но и выплачивают стипендию, компенсируют затраты на аренду жилья, предоставляют возможность прохождения учебной практики.