Уникальная ситуация в России - крайне тяжело найти человека, который будет уверен в справедливости цен на товары в магазинах, а главное, уверен в том, что его как потребителя не пытаются постоянно обмануть. Иными словами каждый россиянин точно знает, что его могут обмануть или продать некачественный товар, знает, что может с этим столкнуться в любой торговой точке … и собственно все. Мы вынуждены ходить в магазины, на рынки и быть очень внимательными при выборе продуктов, что можно с этим сделать?

Более того, по мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, начиная с 2008 года, качество продуктов неуклонно ухудшается, при этом в первую очередь увеличилось количество подделок. Во многих продуктах появились вредные заменители, причем некоторые производители «забывают» их указывать.

Это еще при том, что вы как потребитель не застрахованы от того, что купите не только вредный по составу продукт, но еще и просроченный. Особенно ярко это продемонстрировали недавние скандальные события в одной из южноуральских «Пятерочек»:



Причем эта история получила дальнейшее развитие в виде "избиения" покупателя, в прочем с позиции администрации сети покупатель сам провоцировал эту ситуацию: "Мы сожалеем об инциденте, который произошел в нашем магазине, но пока делать однозначные выводы преждевременно. По нашим данным, за несколько дней до инцидента молодой человек пришел в магазин, чтобы поговорить с грузчиком. Он пытался выяснить, помнит ли грузчик девушку, которая за месяц до этого обращалась к нему с просьбой принести книгу жалоб и предложений. Когда грузчик ответил, что ничего не помнит, молодой человек начал его избивать. 1 октября, через несколько дней, покупатель вернулся в магазин, уже с девушкой и снова спросил у грузчика, помнит он ее или нет. Грузчик вновь ответил отказом, и между молодыми людьми завязалась потасовка, поэтому сотрудники магазина вызвали полицию и группу быстрого реагирования. Все участники конфликта будут установлены в ходе следствия, - сообщила "Первому областному", менеджер по связям с общественностью филиала "Уральский" X5 Retail Group N.V. Наталья Алабушева. И еще раз подчеркнула. - Пока же делать какие-либо выводы преждевременно".

По мнению главы ОЗПП "Общественный контроль" - Михаила Аншакова, все подобные случаи вызваны безнаказанностью торговых сетей. В своем интервью Вести.ru он отметил, что это является результатом законодательства: "Потому что для внеочередной проверки нужно получать санкцию прокуратуры. Прокуратура же дает такие санкции не очень охотно, потому что есть установка "не кошмарить бизнес", давать ему развиваться, - поясняет Аншаков. - Видимо, когда бизнес торгует котлетами с мухами, это он так развивается. То есть потребитель в этой ситуации практически не защищен, так как государство его не защищает". Подробней о этой ситуации можно прочитать на нашем сайте здесь.

Иными словами то, что вы написали жалобу в Роспотребнадзор, совсем не означает, что это закончится  даже проверкой торговой точки, не говоря уже о более жестких санкциях. При этом отмечает эксперт, что вернуть товар обратно покупатель может только при условии, что в месте, где он приобретался, пойдут навстречу. Ведь по сути ничего, кроме как репутации магазина, возврат не гарантирует. Как потребителю доказать, что товар был таким приобретен, а не стал таким по его вине? Особенно если это уже было обнаружено дома, что как правило и бывает.

Но даже немногие проверки, которые проводит Роспотребнадзор, выявляют массу нарушений. Складывается ощущение, что в общем «продавцы» не особо об этом и беспокоятся. Например, совсем недавно в челябинских торговых сетях по результатам проверки были обнаружены неверные ценники или даже их отсутствие. Сегодня тот факт, что цены на кассах с ценами на полках не совпадают, стал почти нормой и удивления не вызывает, а между тем это ведь огромные суммы, учитывая объем продаж.

Как правило, все эти нарушения достаточно маленькие, поэтому потребитель и не идет доказывать "свою правду" в суд, этим и пользуются торговые сети. Вопрос, как это исправить, очень сложный. Обращаться к потребителю для того, чтобы он был более активен в своих действиях нереально, да и неправильно. Защита прав должна быть не итогоом событий, защита прав потребителей должна происходить еще до того, как он вошел в магазин. Но при этом и "мухи в комплекте" - также не диво заморское в общем.
 
Это обязанность государства и правовой системы, но без серьезных изменений сомнительно, что получится изменить ситуацию. С другой стороны, насколько стоит ждать этих перемен? Видимо, все это будет продолжаться еще долго, и на сегодняшний день по сути кроме пресловутой репутации магазина и собственной внимательности потребителю не на что рассчитывать.

Вот и приходится ходить за покупками, тщательно выбирая товар, чтобы не пришлось впоследствии получить расстройство различной тяжести за собственные деньги. Ведь дело не только в одной торговой сети, и не только в конкретном случае, эта ситуация характерна для всего рынка. Как отметил эксперт, в цивилизованной стране подобной ситуации просто не должно возникать, каждый четко понимает свои права и обязанности. Получается единственное, что на сегодняшний день может повернуть ситуацию вспять, - это ужесточение законодательства, но поможет это? Сможем мы когда-нибудь расслабиться во время покупок продуктов, понимая, что если и купим не качественную продукцию, то случайно, а не по определенной закономерности?