Служба доставки пиццы и суши под названием «Голодный Гагарин» открылась в Ленинском районе Челябинска несколько дней назад. Во всяком случае, вывеска появилась на прошлой неделе и очень смутила педагогов Детско-юношеского центра, расположенного в двух шагах от пиццерии.

«Нашему возмущению нет предела. Как можно называть Гагарина голодным? О каком патриотизме тогда мы говорим? Теперь дети будут думать, что Гагарин — это пиццерия!» — поделилась своим мнением с редакцией педагог дополнительного образования Центра Мария Харина.

Сотрудники Детско-юношеского центра обсудили в коллективе ситуацию и сошлись во мнении, что называть заведения общепита именами космонавтов, да еще и с неуважительными эпитетами, — недопустимо. Однако, считают педагоги, обращаться во властные органы бесполезно: «Раз такая вывеска появилась, значит, ее одобрили».

Мы созвонились с доставкой «Голодный Гагарин». Служба работает только навынос. Милая девушка по телефону предлагала попробовать то суши, то пиццу, а о названии сказала просто: «Мы же в Ленинском районе, рядом улица Гагарина, поэтому решили название выбрать по месту расположения».

Мы отдаем должное чувству юмора собственников заведения и их свободе в обращении с героями отечественной истории. Что в «Голодном Гагарине» антипатриотичного, нам непонятно, тем более школьники получают информацию о первом космонавте явно не из вывесок и составляют свое представление о первом космонавте иным способом. Да и слово «голодный» вряд ли можно считать оскорбительным.

Однако бизнес-консультант Юлия Кульчицкая, к которой мы обратились за комментарием, находит ситуацию спорной.

«Гагарин — это, безусловно, бренд. Он может быть и не зарегистрирован, но силу и эмоциональное воздействие этого имени отрицать не будет никто. Поэтому, когда заведение берет себе в название легендарное, известное имя, оно пользуется его силой. Хотя прямого нарушения закона в таком названии, конечно, нет», — пояснила Юлия Кульчицкая.

Наш собеседник напомнила пятилетней давности историю с рекламой одной из челябинских стоматологических клиник, которая разместила на баннере счастливое семейство в роддоме: мама, папа и темнокожий младенец — сопроводив слоганом, дескать, улыбайся в любой ситуации. Нашлись граждане, которые сочли подобную рекламу оскорбительной, вероятно, для темнокожих младенцев, обратились в региональное УФАС, и клиника заплатила немалый штраф за причинение волнения некой группе граждан (от 100 до 500 тысяч рублей).

«Когда не хватает силы собственного бренда и ты — один из десятков или сотен одинаковых служб доставки, то понятно, зачем брать в название имена исторических личностей. Ситуация спорная и интересная, я бы понаблюдала, как она будет развиваться. По своему опыту могу сказать, что заведение может либо пережить весь хайп и сохранить найденный бренд, даже после череды судов, либо поменять название», — резюмирует Юлия Кульчицкая.

Мы живем в удивительное время. И было бы занятно понаблюдать за историей гипотетического бренда «Голодный Дзержинский» на улице Дзержинского или «Голодный Ленин» на проспекте Ленина. Или вот есть вполне реальный торговый центр «Победа» на одноименном проспекте — пока никто не заявил, что это низвержение ценности Великой Победы. Пока.