Создание отдельного партийного проекта, аналог «Пушкинской карты» для семей участников СВО, дистанционное обучение для находящихся в зоне боевых действий и федеральный институт наставничества — на рабочей группе Челябинского регионального отделения «Единой России», посвященной обсуждению мер поддержки участников СВО и членов их семей, мечтали. Но мечтали конструктивно. Подробнее — в нашем материале.
«Тема все актуальнее: хватит ли у нас ресурса — организационного, финансового, человеческого — обеспечить плавный и комфортный переход к мирной жизни бойцов, которые массово будут возвращаться домой после победы. Мы не можем ограничиваться только текущей помощью, нам нужна стратегия на годы вперед. Мы должны понимать, у нас должны быть идеи, у нас должны быть, программные предложения, которые войдут в программу партии „Единая Россия“ и которые мы в дальнейшем будем с вами реализовывать. Предлагаю сегодня участникам рабочей группы быть максимально искренними, честными. Давайте помечтаем. А дальше будем уже смотреть, как и что мы будем реализовывать», — предложил участникам руководитель группы, депутат Госдумы Олег Голиков.
Впрочем, разговор быстро перешел в практическое русло: предложения должны быть продуманы, проработаны и не носить популистского характера, — обозначил рамки депутат Дмитрий Вяткин. В результате «мечты» оформились во вполне конкретные предложения:

«Сейчас главная задача, чтобы более 150 принятых Госдумой РФ законов реализовывались на местах, больше того, чтобы они на местах прочитывались и трактовались одинаково. Второе предложение касается шефской деятельности и патриотической работы ветеранов — нужно совершенствование механизма этой работы, иначе ребят просто заворачивают без разговоров. Также следует подумать об унификации помощи бойцам и их семьям, чтобы в каком бы регионе они ни обратились за помощью, она была бы им оказана».
С двумя предложениями выступил депутат Заксобрания Денис Моисеев. Первое — реализовать на базе партии институт наставничества:
«Предлагаю официально внедрить в кадровую программу „Герои Южного Урала“ (реализуется по инициативе губернатора Алексея Текслера) и предложить партии развивать институт наставничества, где не только действующие наставники, но и уже адаптировавшиеся „дембели“ будут помогать вновь прибывшим, а также включить в финальный модуль программы лекцию о наставничестве».
Второе предложение — создать обособленный партийный проект, направленный на помощь военнослужащим и демобилизованным. Такой проект облегчит, в том числе, межведомственное взаимодействие, уверен Денис Моисеев.

Его предложения относительно программы «Герои Южного Урала» дополнил вице-губернатор Юрий Кузнецов. Он полагает, что во втором потоке следовало бы предусмотреть дистанционный вариант обучения — для тех бойцов, которые пока не демобилизовались.
Министр социальных отношений Наталья Лугачева подняла вопрос проактивного информирования участников и ветеранов спецоперации об имеющихся мерах поддержки — «это прикладная задача для всех органов исполнительной власти», поскольку в регионе сегодня реализуется более 50 мер поддержки, областных и муниципальных, и ориентироваться в этом множестве тяжело.
«Общий объем дополнительных региональных денежных средств, которые направлены на поддержку участников спецоперации и членов их семьи, превышает 39 миллиардов рублей. Число обработанных системой соцзащиты заявлений от данных категорий граждан превышает 89 тысяч. И ключевая задача, которую мы для себя как для исполнительной власти видим, это предоставление всех мер поддержки в электронном виде», — отметила Наталья Лугачева.

Кроме того, она отметила сразу несколько пробелов в законодательстве:
«Нужны изменения в закон о ветеранах, в том числе об обеспечении жилыми помещениями участников спец операции и вообще участников боевых действий, которые получили инвалидность, на первых этажах домов. Что касается социального контракта для участников СВО — у них убрали критерий нуждаемости, но при этом оставили всего один вид деятельности — предпринимательство. А вдовы бойцов и вовсе выпали из закона».
Министр здравоохранения Татьяна Колчинская отметила, что если вопросы лечения и реабилитации демобилизованных в регионе в целом отлажены, то по бойцам, которые приезжают в отпуск и хотят получить медпомощь, есть вопросы: для них затягивается возможность получить направление в тот же госпиталь, как правило, со стороны военкоматов.
«Поэтому здесь надо отработать эту схему с военкоматами. Они ведь первые узнают, кто приходит в отпуск, да? Может быть, они как-то заранее составляли бы медицинский маршрут для ребят. А мы, медики, готовы встроиться в этот механизм», — отметила Татьяна Колчинская.
И выполнила распоряжение «помечтать»:
«А еще мы бы хотели организовать в Челябинской области большой сурдологический центр. Мы наблюдаем очень у многих бойцов контузии, а значит, надо заниматься и слуховыми аппаратами в том числе. Нам нужно для этого помещение приблизительно 500-700 кв. метров. Если у кого-то такое есть, с радостью рассмотрим».
Первый замминистра культуры Ирина Анфалова-Шишкина затронула вопрос творческого самовыражения ветеранов СВО: многие начинают писать. И им требуются литературные кураторы и агенты. Или хотя бы онлайн- платформа, где можно было бы публиковать стихи, прозу, песни, письма и прочее творчество.
Нужна более широкая психосоциальная поддержка.
«Уже сейчас в программы музеев, домов культуры внедряются психологи и арт-терапевты, но мы ограничены в ресурсах — нужна дополнительная подготовка психологов именно с точки зрения культурной составляющей для реабилитации парней», — отметила замминистра.
Кроме того, по ее словам, практически в ручном режиме решаются вопросы подвоза членов семьи и ребят на мероприятия из отдаленных районов. И еще одна больная тема — это льготы участников СВО при посещении учреждений культуры.
«На сегодня федеральный закон, он не предусматривает льгот, кроме собственно посещения, то есть доступ в музей есть, а экскурсии бесплатно — нет. В театрах тоже нет бесплатных посещений для участников или ветеранов войн. Это тоже большая проблема, очень часты конфликтные ситуации. С федеральным Минкультом мы это прорабатывали, но они не идут пока ни на какие послабления. Почему? Потому что под эту льготу попадает сразу Большой театр, Эрмитаж и прочие... Возможно, здесь стоит подумать о предоставлении каких-то семейных абонементов с гибкой системой посещений или социальных билетов. Или по такому же формату, как Пушкинская карта», — отметила Ирина Викторовна.
Все прозвучавшие предложения были направлены на выстраивание долгосрочной системы поддержки, которая должна быть готова к массовому возвращению бойцов. Идеи с круглого стола обобщат и направят в центральный штаб партии, после экспертной оценки часть из них включат в Народную программу «Единой России», и они станут руководством к действию для всех регионов.
Ранее на эту тему:
На форуме «Единой России» в Челябинске подвели итоги партийных проектов
Владимир Якушев поблагодарил Челябинскую область за старт отчетной кампании «Единой России»
Челябинская область стала флагманом в комплексной поддержке участников СВО