Пандемия короновируса коснулась всех сторон жизни, в том числе и образования. Спустя год уже никого не удивляют математика в Zoom, видеоконференции на семинарах и презентации для уроков физкультуры. Многие образовательные испытания стали проходить онлайн. Один из таких форматов — это прокторинг, когда за испытуемым по ту сторону экрана монитора следит наставник — проктор. В этом году многие олимпиады крупнейших ВУЗов страны перешли на прокторинг-формат. Как все проходит и в чем удобство таких олимпиад, редакция ИА «Первое областное» выяснила у тех, кто его опробовал.

Олимпиадный отбор

Восьмиклассница Алима из Фершампенуазской школы, обычного общеобразовательного учреждения, каких у нас в Челябинской области в каждом сельском районе минимум по одной, впервые участвовала в прокторинг-олимпиаде в минувшую субботу.

В этом учебном году она приняла участие в Олимпиаде школьников «Ломоносов» по обществознанию. Испытание довольно популярно среди учащихся, входит в перечень олимпиад школьников Минобрнауки России, дающих особые права при поступлении в МГУ имени М. В. Ломоносова и другие высшие учебные заведения.

«В дни осенних каникул я зарегистрировалась на олимпиаде и написала эссе для отборочного тура. Перед Новым годом стало известно, что прошла в заключительный этап. Обычно заключительный этап таких крупных олимпиад проходит либо в самом ВУЗе, либо на площадках ВУЗа по федеральным округам. Честно говоря, мы с родителями думали, что полетим в Москву. Примерно за месяц до этапа мы узнали, что олимпиада будет проходить в формате прокторинга», — рассказывает Алима.

Все, что нужно для участия: регистрация на сайте олимпиады, компьютер со встроенным звуком и камерой или присоединенными камерой и микрофоном, обязательно — выход в Интернет.

«Нам все это организовала школа. Я сама пожелала писать олимпиаду в школе: легче сосредоточиться, не отвлекаясь на домашних и посторонние звуки», — говорит Алима.

Как все проходит, и можно ли списать

За час до начала испытаний школьник «заходит в аудиторию» — так называется страница олимпиады, на которую нужно перейти по специальной ссылке. По ту сторону экрана сидит наставник — проктор.

«Сначала мы тестим камеру, звук, возможность демонстрации экрана компьютера, проктор сверяет мои паспортные данные и я прохожу идентификацию личности. С тех пор я не могу покинуть „аудиторию“, я вижу только наставника. К нам подключаются другие школьники, которые также проходят проверку. Затем мы все слушаем инструктаж от проктора. По моим ощущениям в „аудитории“ на одного проктора 8-10 ребят», — рассказывает Алима.

По инструкции проктор может попросить любого участника включить демонстрацию экрана, показать комнату. Камера во время испытания не должна выключаться, проктор должен видеть лицо, руки ребенка, стол, за которым проходит этап. Все вопросы задаются ребятами в общем чате, во время работы можно покидать комнату только с разрешения проктора, но не более, чем на 15 минут в общем за всю олимпиаду. Задания открываются всеми одновременно после команды проктора, он фиксирует в чате время начала испытаний. На выполнение заданий выделено 180 минут, плюс 20 минут на сканирование и закрепление материалов. Работы пишутся в текстовом редакторе.

«В один момент наш проктор попросил всех включить звук. Видимо, он увидел, что кто-то говорил. Мне остальных ребят видно не было. Одну девочку все время просили включить камеру, она в общем чате писала, что у нее проблемы с компьютером», — рассказывает Алима.

Материалы олимпиады не подписываются, это крайне важно. Вообще в работах не должно быть никаких пометок, что указывало бы на авторство. Закончивший свою работу ученик, сообщал в общем чате о готовности, указывал количество символов и размер файла в килобайтах. По этим данным проктор проверял, закрепилась ли работа, открывается ли она, читается ли. Только после сигнала наставника о том, что все в порядке, ребенок может покинуть аудиторию.

И теперь самое интересное: можно ли списать на олимпиаде.

«Нет. Все время олимпиады идет запись экрана, проктору видно все вкладки, открытые на компьютере. Пользоваться телефоном нельзя — мои руки всегда должно быть видно. Общаться и разговаривать с кем-то нельзя — в комнате я должна быть одна. Как еще можно списать, не зная задания заранее, я не представляю. В любой момент я должна показать комнату, включить звук или повернуть камеру, как попросит проктор», — отвечает Алима.

Испытания стали доступнее

Несмотря на нагрузку при подготовке, Алима решила, что обязательно на следующий год будет участвовать в олимпиаде снова. Привычная среда, сохранение режима дня, отсутствие суеты при поездке, расходов на проживание и транспорт, — все это делает прокторинг-олимпиады удобнее, доступнее, спокойнее.

«Моя дочь учится в 6 классе. Заключительный этап олимпиады в прокторинг-формате по математике всероссийской олимпиады СПБГУ нам предстоит в среду. На прошлой неделе мы прошли тестирование компьютера и необходимого оборудования. Теперь спокойно готовимся к испытаниям, писать будем дома», — рассказывает житель Магнитогорска Марат Ахметзянов.

Он подтверждает, что благодаря прокторингу дети из отдаленных регионов могут принять участие в олимпиадах ведущих ВУЗов страны, не рискуя ни временем родителей, ни их деньгами, — что тоже немаловажно. Участие в олимпиадах абсолютно бесплатное, это позволяет ребенку испытать свои знания, приобрести опыт участия в общероссийском отборе только благодаря своем кругозору и уму, а не возможности родителей оплачивать поездку.