Отечественные товары будут производиться по трем направлениям: военная техника, технологии двойного назначения и производство гражданской продукции.

Сегодня губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел совещание с представителями крупнейших оборонно-промышленных предприятий, а также с руководителями профильных направлений правительства. Основной темой обсуждения стала политика импортозамещения. По мнению главы региона, именно предприятия «оборонки» должны стать локомотивами в экономике, потянув за собой станко- и машиностроение.

Открывая совещание, губернатор отметил, что сегодня тема импортозамещения, обозначенная Путиным в послании Федеральному собранию, является ключевой в антикризисных планах и Стратегии развития области до 2020 года. Борис Дубровский как опытный промышленник оценил сложившуюся экономическую ситуацию и пришел к выводу, что региону необходимо делать ставку на работу предприятий оборонно-промышленного комплекса и сохранить за собой компетенции для выполнения самых сложных госзадач. Сейчас перед комплексом ОПК стоит задача максимально быстро осуществить переход на отечественные комплектующие, а в перспективе полностью исключить импорт. По мнению главы региона, импортозамещение должно идти по трем основным направлениям: замещение компонентов и элементной базы для вооружения и военной техники, развитие технологий двойного назначения и производство гражданской продукции.

— Для меня это очевидно. Есть кадровый потенциал, производственные мощности, немало технологических идей. А главное, есть понимание, на чем сфокусироваться в сегодняшних условиях, — заявил Борис Дубровский. — Южный Урал — это оборонный край, и область должна сохранить за собой компетенции для выполнения самых сложных государственных заданий — это первое. Второе — при всех ограничениях по безопасности и секретности в замещении узлов, компонентов и элементной базы есть большие возможности для взаимодействия как с крупными предприятиями, так и вузовскими научными центрами и небольшими узкопрофильными компаниями. А в производстве гражданской продукции у нас самые широкие возможности для кооперации, для привлечения новых партнеров. Пусть каждый подрядчик доказывает, на что он способен в рамках четко сформулированного технического задания. Гражданские проекты оборонных предприятий позволяют вести такую работу.

Губернатор заявил, что в случае возникновения проблем в коммуникации между заказчиком и поставщиком областные власти готовы исправить этот момент.

Оборонщики согласны, что после ослабления рубля и подорожания импортных деталей спасти их может только собственное производство. Однако быстрому запуску новых производств мешают недоступные кредиты, неповоротливость властных структур и бюрократия.

— Сначала смотрели на себестоимость плакали, потом поплакали, начали предпринимать шаги: что-то замещать, заменять и постепенно. Это непростой процесс, его нельзя за один день пальцем сделать, поэтому мы этим занимаемся уже год, и нам, думаю, ещё год нужен, чтобы что-то подобное и качественное выдать по определённой цене, — рассказал сайту «Первый областной» директор «Челябинского механического завода» Пётр Вагин. — Часть производства мы готовы разместить у себя, от части производства мы не сможем отказаться, потому что гидроаппаратуру в России просто не делают. Заводы просто все банкроты, поэтому мы остаёмся отчасти на импорте.

Инициативы Дубровского поддержали и присутствующие эксперты. По их мнению, ставка на оборонно-промышленный комплекс с привлечением к работе научных центров и вузов — единственный правильный ход в сложившихся экономических условиях.

— По-другому мы сейчас просто не сможем. У нашей области есть очень большие возможности, огромный научный и кадровый потенциал, уверен, что под руководством губернатора, когда вся работа будет структурирована, мы добьемся поставленных целей. У нас нет другого выхода в нынешних экономических условиях, — подчеркнул ректор ЮУрГУ Александр Шестаков.

Отметим, что самыми динамично развивающимися отраслями в оборонной промышленности являются станкостроение, где доля импорта доходит до 90%, тяжелое машиностроение — 60–80% импорта, легкая промышленность и электронная промышленность — 80–90% импорта. Уже сейчас в области есть предприятия, которые успешно решают поставленные задачи. Это предприятия ОПК, которые осваивают новые направления и технологии: РФЯЦ им. Забабахина, ПО «Маяк», Трехгорненский приборостроительный завод. Правительство Челябинской области готово оказать содействие этим предприятиям в налаживании кооперационных связей внутри региона, для этого на Южном Урале есть все возможности и компетенции. Тогда как в Свердловской области программа импортозамещения предусматривает сотрудничество с предприятиями дружественных стран, готовыми поставлять комплектующие.