В городе Сатке (Челябинская область) идет реконструкция старейшего на Южном Урале гидротехнического сооружения. Плотина, построенная в XVIII веке, капитально ремонтировалась всего один раз. В последние годы объект остро нуждался в восстановлении. В рамках программы "Моногорода" области удалось привлечь на ремонтные работы федеральные деньги.

Муниципалитет получил 250 миллионов рублей из федерального бюджета и 20 миллионов рублей из региональной казны. Ремонт начался в марте этого года. Он включает в себя реконструкцию автодорожного моста и гидроузла. Автомобильное движение организовано по временной дамбе, проходящей через городской пруд.

Плотина и мост были построены в 1760 году. В 1928 была проведена первая реконструкция гидротехнических сооружений. Тогда заменили деревянные конструкции водозабора и построили железобетонный мост. Последняя проверка показала, что дамбу срочно нужно ремонтировать.



"В последние годы была проведена остро необходимая вторая реконструкция. В связи с тем, что результаты обследования технического состояния, проведенные двумя авторитетными проектными организациями - в 1991 году "Уральским водоканалпроектом" из Екатеринбурга и в 2000 году саратовским "Проектмостореконструкция" - показали необходимость ремонта. Выводы специалистов институтов однозначны: головные сооружения не соответствуют требованиям надежности и безопасности, требуется их реконструкция. В периоды весеннего половодья и дождевых паводков плотина находится под угрозой обрушения"
, - рассказывает начальник отдела архитектуры и строительства управления по городскому хозяйству Виктор Лучевников.

В 2003 году был создан проект реконструкции автодорожного моста, а в 2010 - проект ремонта самого гидроузла. Три года назад за счет средств областного бюджета строители провели подготовительные работы. В январе 2011 года администрация Сатки провела аукцион, и подрядчик приступил к работе.



"Если реконструкция будет сделана, это даст толчок развитию завода, снизит риски, которые сегодня присутствуют. В связи с тем, что мост и плотина были соединены единой конструкцией, потенциально могла произойти авария техногенного характера. Сегодня все эти риски будут закрыты"
, - добавил генеральный директор Саткинского чугуноплавильного завода Алексей Иванов.

Уже более половины работ по реконструкции автодорожного моста выполнено. Строители заканчивают бетонирование опор нового моста. В этом году его сдадут в эксплуатацию.

А вот ремонт гидроузла затормозили обильные летние дожди, из-за которых уровень Саткинского пруда повышался до аварийных отметок. Пропускная способность труб для слива излишней воды, предусмотренная проектом, оказалась недостаточной в условиях дождливого лета. По проекту в нее достаточно было вмонтировать две трубы проходимостью шесть кубических метров в секунду.

Однако когда вода угрожала хлынуть через край плотины, практически готовое временное сооружение приходилось разбирать и дорабатывать. В настоящее время в дамбу вмонтировано 19 труб различного диаметра. Строители надеются, что в таком виде временная плотина справится с имеющейся нагрузкой.

Первоначально планировалось сдать объект до конца года. Теперь из-за смещения графика работы на дамбе планируется окончить в начале следующего года.