Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов рассказал о модернизации образования в своем блоге в Интернете.

 
«Наступивший учебный год пройдет под флагом модернизации общего образования. именно в этом году предстоит реализовать те решения, которые были приняты на уровне федеральной власти в Год учителя. Это и введение Федеральных государственных образовательных стандартов, и новая схема аттестации педагогов, и совершенствование правового статуса муниципальных и государственных учреждений, и... много чего еще. Изменений, частных и глобальных, настолько много, что, естественно, возникает обеспокоенность по поводу того, как мы все: педагоги, директора школ и руководители органов управления образованием, готовы к этим изменениям»,- написал Александр Кузнецов. 
 
Он отметил, что для существенного повышения уровня образования необходимо повысить качество работы педагогов в этой системе. Именно на это нацелены основные направления проекта модернизации общего образования в нашей стране.

«Еще в 1970-х годах мы с гордостью могли говорить о том, что советское образование одно из лучших в мире. И это действительно было так. Это были не просто разговоры и пустая похвальба. Это подтверждалось серьезными успехами выпускников советской школы во многих областях социально-экономического развития страны. Но время шло, а лучшая советская школа, убаюканная своими успехами, перестала меняться вслед за изменениями в жизни. И уже в середине 1980-х годов стало понятно, что что-то надо менять в нашей системе общего образования, лучшие образцы которой были восприняты зарубежными образовательными системами и усовершенствованы. Попыток изменить общее образование нашей страны, сначала СССР, потом России, за последние четверть века было изрядное количество. Часть этих попыток привела к локальным улучшениям, часть - показала свою неэффективность. Но, в целом, наша страна скатилась в мировых общеобразовательных рейтингах в третью-четвертую десятку. Как выбраться с этих позиций?», - рассуждает министр образования.

Одним из непременных шагов к достижению былого величия отечественной системы образования, по мнению Александра Кузнецова, должно стать изменение социально-экономического положения российского учительства. 

«Иногда приходится слышать о том, что для повышения статуса учителей достаточно просто увеличить их зарплату. Иногда говорят, что надо присвоить им статус госслужащего. Мировой опыт показывает, что для существенного повышения качества образования необходимо повысить качество работы педагогов в этой системе, качество самих специалистов. Именно на это нацелены основные направления проекта модернизации общего образования в нашей стране. Предполагается за два года довести уровень средней заработной платы учителей общеобразовательной школы до уровня средних зарплат в том или ином регионе»,- сообщает министр.

По его словам, предполагается направить существенные средства на обновление материально-технической базы школ, развитие систем дистанционного образования, повышение квалификации педагогов и управленческих кадров, ряд других направлений. 

Например, только в Челябинскую область в 2012 году из федерального бюджета поступят ориентировочно 1,3 миллиарда рублей, не считая средств, которые потратит областной бюджет на повышение зарплаты учителей до указанного уровня. Таких финансовых вливаний в отрасль не было даже пять лет назад, когда начал реализовываться национальный проект "Образование". 

«Вместе с тем, та же мировая практика показывает, что деньги (на оборудование, зарплату и т.д.) не являются решающим фактором повышения качества образования. Гораздо более существенным является способность коллективов образовательных учреждений осваивать новые педагогические и управленческие технологии. Мир все активнее переходит на индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика и воспитанника. Современные информационные технологии все активнее вторгаются в привычное для нас окружение. Меняется роль учителя, который теперь из практически единственного источника научных знаний должен и может стать путеводителем ребенка в огромных информационных массивах, помочь ему выбрать то, что ему нужно, что отвечает его индивидуальным особенностям, научить его учиться, но уже в новую, постиндустриальную эпоху».- пишет министр.

Сейчас создается сеть стажировочных площадок (одна из них в нашей области), которые наряду с традиционными институтами повышения квалификации могут тиражировать передовой, положительный опыт напрямую, от школы к школе, от муниципалитета к муниципалитету. И сама школа, сам педагог, нуждающиеся в самосовершенствовании, смогут выбрать, где им лучше повышать свою квалификацию: в институте повышения квалификации, на одной из десятков разбросанных по стране стажировочной площадке или где-либо еще. 

«Аттестация для педагога теперь становится делом не добровольным, а обязательным. Так же как и у врачей: будь ты хоть трижды заслуженный педагог или управленец, но раз в пять лет подтверди, что ты не отстал от жизни, от новых технологий. Докажи, что ты соответствуешь занимаемой должности. Мы долгое время тешили себя иллюзией о том, что звание учителя уже само по себе накладывает на его носителя некий отпечаток благородства, что окружающие должны относится к учителю с почтением и уважением только потому, что перед ними учитель. Но ведь уважение надо заслужить постоянным, все более качественным трудом. Нести ответственность за плоды своего труда не только перед директором школы, но и перед обществом, перед самим собой. К сожалению, в последние десятилетия многие из нас об этом забыли, прикрываясь фразами: мы плохо работаем, потому что нам мало платят. Теперь платить будут гораздо больше»,- считает министр образования и науки Челябинской области.