«Первый областной» узнал, как повлияло импортозамещение на отношения между продуктовыми сетями и местными поставщиками.

Стереотипное мнение о том, что импортное — значит хорошее, давно поменялось. После ответных санкций в 2014 году в стране объявили курс на импортозамещение. И вдруг оказалось, что наши-то умеют, могут! Отечественные поставщики воспользовались отсутствием иностранных конкурентов, поверили в себя и стали повышать производственные мощности и качество.

Перешли на «ты»

Между крупными продовольственными розничными сетями и поставщиками всегда возникало множество споров. То поставщики жаловались, что сети предлагают невыгодные условия, то сети упрекали поставщиков, мол, они качество не умеют поддерживать, да ещё и опаздывать с поставками могут. В 2014 году обстановка на рынке поменялась. Россия в ответ на западные санкции ввела запрет на продажу ряда иностранных продуктов. Эмбарго коснулось более сотни наименований. Полки в магазинах начали пустеть, и руководство испугалось, что наполнять их будет нечем. Вспомнили про отечественных производителей. А они тут как тут — сами углядели для себя выгоду в сложившейся ситуации. Стали наращивать объёмы и повышать качество. Чтоб не говорил покупатель, что импортные продукты вкуснее были, и сыр твёрже, и мясо мягче. Надо догонять!

— Локальные поставщики последнее время очень сильно подтянулись по качеству продуктов и, что немаловажно, по качеству бизнес процессов. Ведь нам в сеть нужно поставлять все четко, без сбоев, по регулярному графику. Некоторые местные производители уже поставляют товар не только в магазины своего региона, но и в соседние регионы. Кто-то поставляет продукции для наших собственных торговых марок, а это гигантские объемы, ведь на эти товары минимальная наценка и они пользуются огромным спросом, — пояснила сайту «Первый областной» директор по корпоративным и внешним связям «ДИКСИ» Екатерина Куманина.

Не забыли и о покупателях

Статистика говорит, что после введения контрсанкций доля отечественных производителей некоторых продуктов на рынке значительно увеличилась. Производители сыров подтянулись на 20%, масла — почти на 22%, макарон — на 10%. При этом российские поставщики понимают, что только крупные сети могут «прокачать объем» их продукции. Да, попросят обеспечить качество продуктов и будут строги к дисциплине. Но такого «пинка» со стороны крупных сетей зачастую и не хватает местным предприятиям. Кто ещё может дать такой стимул к самосовершенствованию? Ведь они заботятся о своих покупателях, и не только не хотят терять старых, но и желают привлекать новых. Вот и требуют, чтоб клиент был доволен, пришёл ещё, да друзей с собой привёл.

Молочный тренд

«Талицкие молочные фермы» вовремя поймали эту волну — стали сотрудничать с крупной розничной сетью «Дикси». И обоим это принесло выгоду.

— С «Дикси» сотрудничаем уже 4 года, но за последний год почти в 2 раза увеличили поставки. Это связано с открытием магазинов сети в Свердловской и Тюменской областях. Раньше они были только в Челябинске, потом замахнулись на расширение — ну и мы с ними в одной упряжке. Создали специальную линейку продуктов среднего ценового сегмента, на них есть большой спрос. Ещё начали делать термостатную продукцию, это сейчас самый тренд. Это кефир, йогурты, сметана, которые сквашиваются не в общем чане, а в собственной таре, в которой потом и отправляются на продажу. В южных регионах нашей страны, к примеру, уже 90% молочной продукции — термостатная. На Урале тоже к этому идём. И тут не без помощи «Дикси» — они сами заинтересованы в том, чтобы у них в ассортименте были все новинки, поэтому нужно не отставать от других. Конкуренция среди местных производителей тоже ведь выросла, потому что сельское хозяйство наращивает объёмы. Ещё это связано и с повышением интереса к здоровому образу жизни. Сейчас лучше купят молоко, чем газировку. До показателей СССР по потреблению «молочки» мы ещё не дошли, но уже намного их увеличили по сравнению с началом нулевых, — рассказал сайту «Первый областной» руководитель отдела по сотрудничеству с федеральными сетями «Талицких молочных ферм» Никита Сюксин.

Качество и доступность

Главное условие, которое ставят такие федеральные сети — это качество и оперативные поставки. Если выполнять эти требования, то любой региональный производитель имеет шанс расширить сбыт своей продукции на несколько регионов России и ввязаться в конкурентную борьбу с импортными продуктами. А покупатели начнут замечать, что, оказывается, буквально под боком есть местные производители. По хорошей цене, да и по качеству не хуже.

Автор: Роман Цаплин.