В Челябинске начинаются первые работы по ремонту дорог. Какие улицы получат новый облик в этом году, как решается проблема отсутствия дорог к новым жилым микрорайонам и почему городу нужен новый мост через реку Миасс, ИА «Первое областное» рассказал заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству Максим Куляшов.

— Максим Николаевич, в Челябинске на этой неделе стартует ямочный ремонт. Где его будут проводить?

— Ямочный ремонт будет проводиться в первую очередь на тех улицах, по которым было самое большое количество жалоб, где самый большой поток транспорта. Это, например, улица Бейвеля, Краснопольский проспект, участки Свердловского тракта, Свердловского проспекта, на улицу Рылеева было много жалоб.

— Какие контракты на этот год планируется выполнить по строительству объектов улично-дорожной сети?

— Это строительство проспекта имени Героя России Родионова на Северо-Западе и улицы Академика Макеева. Проспект Родионова будет строиться на участке от Татищева до Макеева, а улица — от 250 лет Челябинску до проспекта Родионова. То есть один из жилых микрорайонов будет закрыт с четырех сторон полностью автомобильными дорогами.

Невооруженным взглядом виден дисбаланс: росли новые микрорайоны, а дорог к ним не было. Но проблема уже решается. Люди несколько лет живут в своих домах, возникает необходимость в школах, садиках, общественном транспорте, а дороги остались временными. Застройщики делали их для подвоза строительных материалов.

Да, компании обязаны строить эти дороги, это уже обязанность муниципалитета. Но больше 10 лет назад была запущена такая политика, когда город разрастался вширь, осваивались новые строительные площадки, в Сосновском районе, в частности. Есть участки, которые до сих пор относятся к землям сельхозназначения там, где растут микрорайоны. В Чурилово, где раньше, по сути, была частная застройка и сады, тоже сейчас вырос громадный микрорайон.

Застройщики брали участки земли под строительство домов. Но некоторые из них заходили в том числе за границы красных линий, где генпланом было предусмотрено строительство дорог. Какие-то компании, добросовестные, отказывались от этих участков земли безвозмездно и передавали городу. Какие-то пытались гешефты из этого извлечь. К сожалению, такие вещи были.

Вот и получилась ситуация: построили микрорайон, продали его, туда заселились жители, а город не может зайти ни с проектированием, ни со строительством дороги, потому что участок занимает частное лицо и оно начинает какие-то торги устраивать.

IMG_4328.jpg

— А как, на ваш взгляд, можно решить проблему этого дисбаланса?

— В 2020 году мы встретились со всеми крупными застройщиками и предложили, чтобы они при возведении микрорайонов самостоятельно проектировали улично-дорожную сеть вокруг этих микрорайонов и проходили государственную экспертизу. Если это будет делать муниципалитет, процедуры могут быть затянуты: должно быть выделено финансирование, какое-то время уходит на поиск подрядчика, на проектирование и так далее.

У застройщиков есть свои проектные организации, которые способны это делать. Более того, у них есть полное понимание, где проходят сети, как будут использоваться те или иные внутриквартальные проезды, где будет школа и садик, парковочные места. На сегодняшний день практически со всеми застройщиками эти вопросы уже решены. Все участки будут безвозмездно переданы городу, чтобы сделать дорогу.

— И как встретили это предложение строительные компании?

— Откликнулся застройщик, которые осваивает микрорайон Ньютон. В прошлом году мы два проекта получили от этой организации, которые и будут строиться в 2021 году. Они вошли в программу «Стимул», по которой нашей области впервые выделены средства на дорожные проекты. Хотя уже несколько лет на федеральном уровне программа работает и можно было бы получать деньги на дороги. По «Стимулу» мы получили дополнительные 150 миллионов на этот год.

— На будущее уже есть планы по участию в этой федеральной программе?

— Это хороший опыт, и в этом году мы три участка заявили на следующий год. Заявка подается в Минстрой РФ до 1 июля. Если у нас появится проектная документация и она будет связана с вводом жилья, а это одно из основных условий, мы в эту программу можем попасть.

Но, повторюсь, что три проекта уже готовы для подачи заявки. Это участок улицы Чичерина от Университетской Набережной до Патоличева — до реки Миасс. На этой территории будет предусмотрено строительство детских учреждений, будет дальше развиваться жилищное строительство, и там нужна дорога, чтобы на Чичерина с Университетской Набережной четырехсторонний перекресток получился. Людям уже сейчас там нужно подъезжать к домам.

— Возвращаясь к объектам на 2021 год, какие проекты еще будут реализованы?

— В этом году мы еще достраиваем два участка улицы Татищева. В прошлом году мы их начали в рамках проекта «Безопасные качественные дороги». Это участок Татищева от Комсомольского проспекта до Петра Сумина и участок Татищева от Петра Сумина до Петра Столыпина. Парковый-2 будет иметь альтернативный проезд, не только через Новоградский тракт. Жители там изо дня в день на остановку идут по этой дороге, она очень востребованная.

Также заходим на улицу Конструктора Духова. Там построена современная крупная школа, но ученики вынуждены ходить туда, по сути, по чернозему — там нет ни света, ни тротуаров, ни водоотвода. Со строительством дороги на улице Конструктора Духова этот микрорайон, конечно, заживет более комфортно. Тем более там собираются развивать спортивный кластер, будут строить поликлинику и еще ряд социальных объектов.

Еще один долгожданный проект в микрорайоне Академ Риверсайд — это дорога на улице Наркома Малышева. Будет соединен проезд по улице Братьев Кашириных и Университетской Набережной. В прошлом году там построили новый садик, сейчас строится крупная школа и эта дорога крайне необходима. Тем более микрорайон давно заселен и люди пользуются временным проездом. Это будет улица так называемого спокойного движения, то есть она не будет магистралью. Запланировано по одной полосе в каждую сторону, будет широкая прогулочная зона, благоустройство и малые архитектурные формы.

Улица будет иметь изогнутый рельеф, чтобы там не было скоростного движения и чтобы не пришлось перегораживать ее искусственными неровностями. Это будет уютный внутриквартальный проезд и больше будет направлен на пешеходную связанность: ширина тротуаров будет сопоставима с шириной проезжей части.

— По каким адресам в Челябинске пройдет реконструкция автодорог в текущем году?

— Кроме строительства дорог в рамках проекта «Безопасные качественные дороги» мы будем 12 объектов в этом году ремонтировать. В первую очередь это Комсомольский проспект. Первый участок будет от улицы Чайковского до улицы Чичерина. Автомобилисты наверняка обращали внимание: есть проблемный участок на Комсомольском проспекте при пересечении с улицей 40-летия Победы. На этом участке ежегодно есть пучинные образования (деформации и разрушения дороги в виде бугров. — Прим. ред.) , поэтому там предусмотрена полная замена грунта. Еще участок Комсомольского проспекта от Свердловского проспекта до улицы Каслинской тоже в планах.

IMG_4300.jpg

— На Комсомольском проспекте какие работы будут проводить?

— По сути весь проспект будет отремонтирован. Ремонт, наверное, впервые будет связан не просто с заменой асфальта, бордюров, с понижением тротуаров. В этом году проспект будет полностью пересмотрен, мы работаем совместно с управлением архитектуры города. Уже точно известно, что на участке от Солнечной до Ворошилова (напротив «Теоремы») по предложению наших архитекторов появится «зеленый островок» — разделительный газон с посадкой деревьев, как на проспекте Ленина. Отсутствие сетей и ширина дороги позволяет нам это сделать.

Появятся на Комсомольском проспекте велодорожки, также прорисовываем выделенную полосу для общественного транспорта. Большинство парковок в виде карманов, которые есть сейчас на Комсомольском проспекте, будут переустроены — появятся отдельные точки входа и выхода, чтобы при выезде не мешать движению. Полностью меняем на современные требования технические средства организации движения на проспекте. Там, где это положено, будут знаки и светофоры над проезжей частью. Не на всем протяжении проспекта, но появятся пешеходные островки.

— Когда ремонт Комсомольского проспекта будет окончательно завершен?

— Срок выполнения работ — до 20 августа. К сентябрю улица полностью поменяет свой облик. Подрядные организации времени не теряют, они уже на этой неделе начали работу на Университетской Набережной и Комсомольском проспекте. Меняют бордюрный камень и выполняют другие работы, которые позволяют уже проводить погодные условия.

Кроме Комсомольского проспекта из менее масштабных ремонтных работ —улица Каслинская (от проспекта Победы до улицы Новомеханической). Будет заменено асфальтовое покрытие и отремонтированы трамвайные переезды. Улица Черкасская — это въезд в Металлургический район, и, к сожалению, проезжая часть там оставляет желать лучшего, будем ремонтировать. Участки улиц Краснознаменной — от Комсомольского проспекта до проспекта Победы, Танкистов от проспекта Ленина до Кулибина также попадают под ремонт.

— Вы сказали, что ряд дорог ремонтируется по нацпроекту. Удалось ли сэкономить часть средств от его реализации в прошлом году?

— Да, в результате конкурсных процедур мы получили экономию порядка 150 миллионов рублей. На эти средства планируется устройство освещения дороги на Сухомесово, например. Там много садов, это территория города, и там должно быть наружное освещение. Также на эти деньги запланировано освещение на участке улиц Мраморная и Морская. И еще один участок для обустройства освещения — въезд в Новосинеглазово со стороны Троицкого тракта.

По поручению главы Челябинска и по предложениям районных администраций мы работаем по поселковым дорогам. В этом году мы ремонтируем улицу Салтыкова (от улицы Блюхера до Профинтерна) и улицу Профинтерна (от Салтыкова с выездом на улицу Федорова). На средства экономии мы также будем ремонтировать улицу Калинина от улицы Набережной до улицы Кирова. Много было жалоб от жителей на нее. Но нужно учитывать один момент. С 1 мая, если всё пойдет по графику, который мы себе ставим, планируем закрывать Ленинградский мост. И хотим до жителей города донести, чтобы они с пониманием относились к этому.

Улицы Каслинская и Калинина из-за этого получат дополнительную нагрузку, но нельзя остановить планы по их ремонту. Подрядчиков мы настроили, чтобы максимально быстро, с использованием круглосуточных технологий, они эти работы проводили. Тем не менее закрытие такой артерии как Ленинградский мост всё равно отразится на трафике близлежащих улиц. Сроки у нас сжатые, к 20 августа мы планируем завершить ремонтные работы на Каслинской. Улица Калинина, возможно, будет готова немного попозже, потому что она была позже отторгована. Просим жителей с пониманием отнестись к возможным неудобствам.

Ещё порядка 10 миллионов остаются пока неосвоенными в этом году от сэкономленных средств. Мы выберем объект, по которому приходят жалобы, согласуем его с главой города и, возможно, проторгуем на два года. Часть работ будет выполнена в этом году, часть — в следующем. В запасе у нас, к примеру, есть проект освещения от улицы Блюхера до Малой Сосновки. Это востребованное направление. Проект уже прошел госэкспертизу, и мы его можем выполнить этапами.

IMG_4367.jpg

— Расскажите подробнее про реконструкцию Ленинградского моста.

— Ленинградский мост мы продолжаем ремонтировать. В прошлом году около 40 миллионов было освоено по этому объекту, в этом — 389 миллионов рублей направлено и остальная часть бюджетом выделена будет в 2022 году. Планируем мост к закрытию с мая 2021 года по июль 2022 года. Полностью введен в эксплуатацию мост после реконструкции будет осенью 2022 года, но движение будет восстановлено к июлю следующего года. Сейчас подрядчик сделал временный пешеходный мост, чтобы движение для людей сохранить. Ведутся работы по переустройству сетей, которых там очень много — начиная от средств связи и заканчивая крупными тепловыми коллекторами. Это те виды работ, которые мы можем делать только летом, когда отопительный сезон закончится.

Переустраиваются и трамвайные пути, чтобы связка, которая с ЧТЗ на Северо-Запад была через Ленинградский мост, работала до ЧМК. И чтобы те трамвайные маршруты, которые двигались из центра на ЧТЗ, могли пересекать улицу Российскую и на кольце разворачиваться. Меняются и автобусные маршруты. Значительных предложений по изменению этой схемы движения от жителей не поступило, так что мы будем ей руководствоваться.

— По контрактам на 2022 год какая работа сейчас ведется? Проектно-сметная документация готова по всем объектам?

— Из наиболее наболевших объектов, которые на слуху у всех, — это полностью улица Бейвеля будет отремонтирована. Проектирование еще идет, но, по нашим оценкам, нужно будет делать вторую полосу, там будет широкий бульвар в разделительной полосе. Ремонт только одной улицы Бейвеля будет стоить около одного миллиарда 200 миллионов рублей. Понятно, что это проект не одного года.

Еще один проект, который на следующий год мы обязаны начать реализовывать, — это улица 2-ая Эльтонская. Мы сейчас в городе имеем ряд адресов, которые условно называются улицами. Это створ, бывшая территория, которая предназначалась для временного проезда техники при строительстве домов. Например, от улицы Трашутина до берега Первого озера улицы нет на сегодняшний день.

— В каких еще районах, кроме Северо-Запада, запланированы работы?

— В Ленинском районе проект дороги на улицах Гранитной и Агалакова нами был заказан в 2020 году, в этом году мы получим проектную документацию, заключение госэкспертизы, и в 2022—2023 год этапами мы должны в эти районы зайти. Там развивается строительство домов и соцобъектов, идет благоустройство «Плодушки». Если визуально брать Ленинский район, то там нет никакой связи между улицами Гагарина и Машиностроителей. Громадный кусок отрезан от части района. Если у нас будет дорога от улицы Агалакова, улица Гранитная будет проходить от Копейского шоссе до Дзержинского, то этот район получит новое развитие.

В планах — улица Дарвина, по которой мы начинали работу, но столкнулись с тем, что проект был старый и неактуальный: очень много сетей было не учтено, а их перенос — это затратные мероприятия. На объезде с губернатором было высказано решение, что там не нужна такая широкая магистраль, проект ушел в корректировку. Будет изменено число полос: по две в каждую сторону.

По развязке Троицкий тракт — Дарвина мы тоже ушли в корректировку, несколько упрощен будет этот проект. Будут решены вопросы переноса коммуникаций, которые там были не решены. У нас остался один участок развязки на Братьев Кашириных и улицы Кирова, который будет связывать улицу Российскую сразу с выходом на улице Свободы. Там строилось высотное здание и стройплощадка выходила на предполагаемую ось дороги.

Теперь, когда здание будет сдано в эксплуатацию, там может появиться связка с выходом на улицу Свободы. Развязка, как она замышлялась проектировщиками, будет полностью завершена. Она необходима — рядом развивается кластер Свободы, 2.

— Губернатор поставил сроки: заключить контракты на следующий год до сентября текущего года. Это реально?

— Губернатором Челябинской области и главой Челябинска поставлены поручения, чтобы мы уже к 1 сентября вышли на контрактацию объектов 2022—2023 годов. Сейчас работаем с проектировщиками, чтобы они ускорили темпы; с госэкспертизой, чтобы быстро устранять замечания.

IMG_4312.jpg

— В планах много довольно крупных дорожных артерий. Есть обязательства реализовывать эти проекты целиком в один год?

— К проектированию мы сейчас тоже пробуем другие подходы. Вот есть длинная улица Чуйкова, к примеру. Мы ее разбиваем на пусковые комплексы — от одного жилого квартала до другого, чтобы был проезд. Что это нам дает? Появились небольшие средства — делаем улицу не целиком, а отдельным пусковым участком, который выделен в проекте. Мы его можем построить и сдать в эксплуатацию. Так получится полностью уйти от вопросов недостроя, которые за последние десятилетия в городе появились. Сейчас по улично-дорожной сети в Челябинске 60 объектов неоконченного строительства: где-то не хватает тротуара, где-то освещения. Особенно новые микрорайоны этим грешат.

Очень сложно объяснить людям, которые пользуются этой улицей, что это объект незавершенного строительства, поэтому нет ни тротуара, ни освещения. Воспринимается это так: сделали дорогу, забыли пешеходный переход, светофор, свет, тротуар — пошла критика. Хотя это объект, который надо было сделать, чтобы хоть какая-то дорога появилась до нового микрорайона. Поэтому теперь будет идти в этой работе маленькими шажками.

— А по достройке этих незавершенок есть планы?

— Мы делаем программу, в которой прописываем, по каким причинам объект не введен в эксплуатацию, что надо там доделать, нужна ли проектная документация и предварительная сумма. Например, в прошлом году один из таких объектов недостроя делали на Свердловском тракте — это пешеходный переход над дорогой. Он очень востребован, но вся развязка не завершена и нужно несколько сотен миллионов рублей для ее завершения. Было принято решение — поставили две остановки, доделали наземный переход и уже появилась связь с общественным транспортом. Будем пошагово доделывать и вводить в эксплуатацию другие недострои.

— Мэрия заявила о планах строительства нового моста через реку Миасс. Он соединит улицы Энгельса и Краснознаменную в районе торгового комплекса «Лента». На каком этапе сейчас работа по этому объекту?

— По этому объекту мы получили поручение главы Челябинска о том, что его надо проектировать. Не секрет, что те мосты, которые сейчас на улице Северо-Крымской за «Родником» находятся, загружены и с потоком транспорта как минимум утром не справляются. И если будет еще одна связь через реку Миасс, мы по-другому будем использовать улицу Краснознаменную. Улица Энгельса будет проходить через реку Миасс и выходить в створ улицы Краснознаменной. Она получит новое дыхание. Учитывая, что мы там ремонт проводим, она до Комсомольского проспекта будет еще одной такой связкой в городе, которая позволит трафик максимально разгружать.

Мы готовим техническое задание, в которое войдет разная информация: количество полос, наличие остановок общественного транспорта, габариты моста, уровни пересечения с соседними улицами. Выстраивается технико-экономическое обоснование, после этого мы обратимся в несколько проектных организаций, получим коммерческие предложения. Будет определяться начальная максимальная цена контракта на проектирование, сроки и будем запускать конкурсные процедуры.

Объект очень серьезный и требует предварительной подготовки всех градостроительных решений в этом месте — корректировки красных линий, использовании водного объекта и так далее. Я думаю, что отторговать на проектирование мы его сможем не раньше, чем через 2—3 месяца. Пока надо собрать технические условия от всех интересантов.

IMG_4292.jpg

— Этот мост на данном участке был запланирован в Генеральном плане Челябинска с 1960-х годов. В 2012 году от идеи строительства отказались. Почему в этом году к этой идее все же вернулись?

— На мой взгляд, объект нужен. Та береговая часть между Университетской набережной, Косарева, Свердловским проспектом, рекой Миасс — она на сегодняшний день практически никак не освоена. Гипермаркет «Лента» появился и полузаброшенный участок в центре города. Принято решение о строительстве там нескольких административных зданий. Там будут судебные, налоговые органы размещаться, территория будет застраиваться.

В те годы, когда было принято решение о том, что в этом месте нецелесообразно делать мост, новые микрорайоны еще не получили такого развития, как сейчас. В данный момент жилые комплексы «Западный луч» и «Манхеттен» активно застраиваются и еще один подъездной путь крайне необходим. Есть планы у застройщиков сделать здесь набережную и прогулочную зону на этом участке. От Северо-Крымской до Свердловского проспекта сейчас, по сути, в этом микрорайоне только внутриквартальные проезды, никакой дороги центральной нет.

— На Университетской Набережной и улице Братьев Кашириных было сделано тросовое ограждение. Под ними часто скапливаются мусор и снег, которые сложно убирать. Прошло уже несколько месяцев, можете сделать вывод об их эффективности?

— Что касается мусора и грязи — это издержки содержания. Есть технологии, которые позволяют мыть и убирать. Если мы возьмем для примера дороги федерального значения, мы видим, что барьерное ограждение там моют и протирают. То есть, повторюсь, это издержки содержания и недостаток контроля с нашей стороны. Над этим нам самим надо работать.

Первое — мы ежеквартально проводим комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения, на которой присутствуют транспортники, дорожники, ГАИ, общественники. На последней комиссии ГАИ в целом положительно высказались о практике введения этих разделительных ограждений. По статистике, которая приводилась, несколько десятков происшествий, связанных с выездом на встречную полосу, удалось избежать.

Второе — есть программа правительства РФ, которая вышла осенью прошлого года. В ней говорится, что все дороги, имеющие одну и более полосы в каждом направлении, были разделены. Какой вид этих разделителей будет — пока вносят изменения в нормативные документы.

Сегодня же мы ограничены в инструментах: есть ограждения металлические, тросовые, бетонные — это всё, что мы можем использовать. Либо работать с разделителями-газонами. На Университетской Набережной подземные коммуникации не позволили сделать разделительную полосу с высадкой деревьев. Поэтому из всех вариантов ограждений тросовое на этом участке стало наиболее оптимальным.