Сегодня существует настолько много торговых и развлекательных центров, что люди проводят в них существенную часть своего свободного времени. Именно поэтому важно создать комфортные условия внутри, при сильных морозах или в жару это сделать нелегко, ведь есть много посетителей и большие площади. Проектирование вентиляции для торговых площадок необходимо осуществлять исходя из действующих нормативов и стандартов.
Цели создания системы воздухообмена
Целью проектирования вентиляции на таких площадках является создание удобных условий для пребывания посетителей и работников. Это касается таких показателей:
- температура в помещениях;
- влажность воздуха;
- стремительность воздухообмена;
- шумовые эффекты компонентов системы;
- формирование и поддержание конкретных санитарно-гигиенических показателей воздуха в помещении;
- исключение застоя воздушных масс, создание воздухообмена в требуемом объеме;
- пожарная безопасность.
Разработка проекта и монтаж вентиляции необходим не только для комфорта всех пребывающих в торговых помещениях — это норма закона.
Учет всех параметров
При проектировании вентиляции для торговых центров во внимание берутся такие факторы:
- площадь ТЦ;
- расположение, а именно удаленность от дорог, транспортных магистралей, учитывается, расположено ли здание обособлено или встроено/пристроено к другому сооружению, есть ли неподалеку жилые дома;
- ориентация окон, дверей к сторонам света;
- посещаемость, причем считается, что верхние этажи не так посещаемы, как первые;
- предназначение отдельных помещений;
- тип материалов стен, потолка, пола, отделки каждого помещения.
Существуют нормативы подачи воздуха для торговых центров. Так, разработка и монтаж вентиляции должны производиться, основываясь на норме 20 м³/ч на одного посетителя и 60 м³/ч на одного сотрудника.
Типовые решения
При возведении ТЦ в большинстве случае применяются технологии прокладки основных коммуникаций системы. Остальные элементы, к примеру, воздуховоды, разводка, решетки и внутренние блоки магазин делает самостоятельно. Это удобно, ведь неизвестно, каким будет в будущем целевое предназначение того или иного помещения.
Есть 2 типа монтажа вентиляции для торговых центров:
- система вентиляции с кондиционированием;
- система, предполагающая охлаждение воздуха.
Выбор того или иного варианта зависит от группы, к которой отнесен ТЦ — магазин-склад или многофункциональный ТЦ. Первый вариант — это одно большое пространство, которое использует только одна компания. Отличительные черты:
- высокие потолки;
- общая кассовая зона.
Другими словами — это разного рода гипермаркеты. В таких используется приточно-вытяжная система, совмещенная с кондиционированием и отоплением. Тут нужна общая мощная система, раздача воздуха реализуется через сеть воздуховодов. Особое внимание уделяется зонам продажи продуктов питания, ведь тут необходимо создать особые условия хранения.
Второй вариант — многофункциональные ТЦ, они же торговые комплексы, включают в себя много разных зон. Они арендуются разными компаниями, а, значит, имеют отличающееся функциональное предназначение. Тут могут размещаться кафе, офисные помещения, аптеки, зоны отдыха и развлечений, магазины одежды.
Для таких помещений используется многозадачная технология чиллер-фанкойл. Она дает возможность регулировать параметры воздуха в каждом отдельном помещении независимо. Принцип работы технологии:
- теплоноситель попадает в чиллер, где он охлаждается до заданных параметров;
- далее транспортируется с помощью насосов в фанкойл, где охлаждается циркулирующий воздух — тут тоже присутствует вентилятор, он обеспеч