С начала этого года, в России, по вине пьяных водителей погибло более 1500 человек, об этом свидетельствует статистика, приводимая официальным сайтом ГИБДД.

«За период с января по сентябрь 2011 года было зафиксировано 9 055 аварий по вине нетрезвых водителей, что на 1,5% меньше аналогичного показателя прошлого года, - отметил он. - В результате погибли 1 510 человек и 13 301 получили ранения. Цифры просто огромные, а за каждым таким случаем - сломанные судьбы десятков людей, как жертв аварий и их близких, так и виновников трагедий, их друзей и родных».

«Несмотря на проводимую профилактическую работу среди участников дорожного движения, пьяных водителей еще очень и очень много, причем ряд из них лишены прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, но решение суда их не остановило и они продолжают ездить, создавая угрозу жизням других водителей и пешеходов», - подчеркнул Владимир Шевченко.

Сегодня все чаще предлагают меры ужесточения наказания за произошедший ДТП, и даже есть примеры таких ужесточений, особенно это легко прослеживается касаемо тех мер наказания, где были увеличены штрафы, например за то, что не пропустил пешехода. При этом наряду с ужесточением наказания за нарушения ПДД все чаще говорят о необходимости усиления контроля за деятельностью автошкол.

Если говорить о Челябинской области, здесь подобная тенденция видна достаточно отчетливо, все чаще представители силовых структур упоминают о том, что именно начинающие водители становятся виновниками ДТП в большинстве случаев. В Челябинской области работают порядка 200 автошкол, результатом их деятельности стало: только за прошедшие 9 месяцев текущего года, в области было выдано более 46 000 новых водительских удостоверений. Уровень подготовки новых водителей, по информации ГИБДД, по результатам экзаменов с каждым годом становится все хуже. А по результатам проверок среди автошкол, в Челябинской области, только к половине из них нет претензий. Более того по информации ГИБДД именно начинающие водители стали чаще всего оказываться виновниками наиболее серьезных ДТП, по тяжести вреда.

По словам руководителя одной из школ, которая вызвала нарекания у проверяющих органов: «никто не учит водителей нарушать: ездить по «встречке» или нарушать другие правила». Тем не менее, одной из проблем некачественной подготовки в автошколах, по мнению Олега Поленина (ведущий специалист лицензирования образовательной деятельности Министерства образования Челябинской области), и в некоторой степени являются именно педагоги:



«Федеральными исполнительными органами установлены требования к мастерам, к примеру, три года водительского стажа и удостоверение о прохождении 124-часовой программы на право обучения, наличие учебного автомобиля. Иными словами, лицо, получившее в 18 лет водительское удостоверение, в 21 может пройти программу и приступить к обучению. Чему он научит, сложно сказать, но иного института подготовки нет». При этом необходимо учесть, что учителя обязаны проходить раз в год курсы повышения квалификации, согласно словам Олега Поленина, контролирующие органы за этим строго следят и здесь ситуация гораздо лучше. С другой стороны изначально будущих «гуру» вождения никто не готовит, вот в этом и заключается вся сложность по мнению эксперта.

Также эксперт отмечает, что необходимо все-таки ужесточить контроль за получением лицензий:



«С 1 марта 2011 года вступило в действие новое положение о лицензировании образовательной деятельности, в том числе и автошкол, которое в значительной мере упростило процедуру получения лицензии. Теперь получение лицензии и ее выдача осуществляются в заявительном порядке, без выезда на место. Предоставляются в обязательном порядке сведения о материально-технической базе, но при этом содержательно просмотреть мы не сможем. Сведения об инженерно-педагогической подготовке работников вообще исключены из перечня. До этого заключение о состоянии материально-технической базе выдавало ГИБДД. Сегодня ГИБДД от этого отстранили. Единственный механизм у нас как у контролирующего органа в том, что мы обязаны провести плановые проверки, но не раньше, чем через год после получения лицензии. Проверки в обязательном порядке согласовываются с областной прокуратурой».

Но в целом ситуация с педагогическим составом автошкол в Челябинске и области, по мнению экспертом нормальная, но тогда почему говорится о том, что уровень подготовки учеников низкий? Если ситуация с педагогами в целом нормальная, а людей учат именно педагоги, а не техника, в чем может быть еще причина?

Помимо требований к автошколам, принимаются новые законы по-ужесточению наказаний, в частности постоянно ведутся споры об отмене возможности примирения сторон, в случае ДТП со смертельным исходом. Увеличиваются штрафы за различные нарушения ПДД, но подействует ли это на ситуацию на дорогах в лучшую сторону?

Недавно в некоторых регионах провели интересный эксперимент: останавливали водителей совершавших нарушение ПДД, но кроме положенного штрафа им также в принудительном порядке красочно показывали возможные последствия небрежного вождения: с мясом, с кровью, черными пакетами и последующим за это наказанием. По опыту западных специалистов, эта мера действенна, на какое то время, но через определенное время, водители снова начинать ездить в прежней манере, но все же на какой-то срок, мера действует и ситуация на дорогах становится гораздо безопасней. Хоть и временно но мера работает, может ее чаще стоит применять или даже закрепить как необходимый курс, для нарушающих ПДД водителей? Чем не одно из дополнительных решений проблемы аварийности на дорогах?
Но как кардинально решить проблему и возможно ли в обще ее решить? Возможно, ли улучшить ситуацию, ужесточив требования к автошколам? С лета этого года в силу вступили новые требования к техническому оснащению автошкол, но если верить статистке, выдаваемой ГИБДД, ситуация пока что кардинально не изменилась, может конечно мало времени прошло, но вряд ли.

С другой стороны так ли это удивительно, что участниками аварии все больше оказывается молодых водителей? Ведь если в стране ежегодно выдается почти 3 000 000 новых удостоверений, разве может быть другая тенденция? Да и ужесточение штрафов за нарушение ПДД может ли кардинально изменить ситуацию? Конечно эти меры дают свой результат и вполне возможно что без них ситуация на дороге нашей страны и конкретно нашей области была бы куда печальней. Но все-таки увеличение числа ДТП с участием молодых водителей не выглядит чем-то невероятным, если учесть, как стремительно растет количество машин на дороге и количество выдаваемых прав.

На сегодняшний день сомнительно, что есть, такая универсальная мера, которая поможет исправить в корне ситуацию, да и общая культура вождения понятие весьма растяжимое. Сложно предугадать, что тебя ждет за следующим поворотом и как на твои действия отреагирует другой водитель, но вряд ли этому можно научить. Да и общее увеличение количество автомобилей на дороге, просто чисто из математики и статистика ведет к абсолютному (в числах количеству) увеличению ДТП, на дороге.

Фото с сайтов: 2; 3