Одна из последних главных тем, которая с каждым разом обсуждается все чаще и откровеннее, - это тема "ЕС". Вот и Алан Гринспен предрекает крах зоне евро, он говорит о том, что те семнадцать стран, которые входят в Европейский союз, слишком разные, разные во всех аспектах - и культуры, и экономики, и даже политики. Последний момент остановится очень важным, особенно в последнее время, сейчас, когда Греция "полыхает в пламени" кризиса и стоит вопрос о вступлении Сербии в Европейский союз. Что произойдет с "ЕС", если туда вступит новая, 18-я страна, да еще и с таким "тяжелым" политическим багажом? Кроме того, "зоне евро" предрекают снижение экономического роста - примерно на 0,5%, по мнению UnitCredit. Естественно, что разные аналитические и инвестиционные компании дают разные оценки ситуации, это все естественно. Вопрос в другом - а что, собственно, стоит за этими цифрами, в чем суть цифр, на чем они базируются? Ведь по сути именно то, что стоит за цифрами, и определяет будущее развитие и сам факт возможности существования единого государства на базе почти 20 стран.
За цифрами и статисткой скрываются все те же государства, и насколько они на самом деле отличаются друг от друга, насколько отличаются их цели и задачи. Основной любого успешного государства или сообщества является идея - экономическая, социальная или политическая. Неважна суть идеи, важно ее понимание всеми участниками. А что является объединяющей идеей для 17 стран, пытающихся создать одно? Возможно ли существование единого государства, созданного на основе из семнадцати государств? Более того, в дальнейшем планируется продолжение расширения, например, за счет Сербии. Наверное, вступление этого государства в зону евро станет самым тяжелым испытанием на прочность.
Социальный вопрос - это очень важная объединяющая часть зоны евро. Ведь во многом сегодняшние принципы "союза" строились на концепциях объединяющих европейские народы в один. Реальность оказалась несколько иной, чем рассказывали в своих буклетах эти концепции. Немного вернемся к цифрам. Суть этих цифр заключается в том, что на текущий момент нет единой объединяющей цели для стран-участников. Каждая страна использует свои собственные цели, достижением которых и было обусловлено участие в евро зоне. При этом зачастую желания одной страны вступают в конфликт с желаниями другой, более того, в зоне евро уже была ситуация, когда одна страна ставила свои интересы выше интересов идей объединения. Тогда в дело вступают политические интересы "тяжеловесов". Все это ставит под большой вопрос само существования такой страны, ведь дело не в территориальном расширении, а как минимум в политическом. Если внутри самих стран-участников существуют внутренние противоречия, что говорить в сравнении о таких странах, как, например, Испания в сравнении с Польшей. Возвращаясь к социальному вопросу, многие восточно-европейские государства вступление в "союз" восприняли как билет в лучшую жизнь, в том числе и по трудоустройству населения. Впрочем, почему восприняли, так оно и было продекларировано, но вот Франция повела себя совсем не по этим концепциям, взяла и отправила всех обратно, откуда приехали. При этом если бы это сделала, скажем, Чехия, вопрос о ее дальнейшем членстве даже бы не стоял, но это Франция. Ее наличие в "ЕС" - это вопрос самого существования "ЕС", вот он самый тяжелый камень, запущенный в социальные концепции "ЕС", - равны далеко не все. Кроме культурных различий возникают и экономические интересы. Это легко вспомнить - в самом начале эпопеи с Грецией, когда решался вопрос о помощи этой стране, в Германии население встретило принятое решение крайне негативно. Логично, почему они должны нести финансовую ответственность за финансовую безграмотность властей чужой страны? А если переложить на то время, сегодня? Точнее весь тот объем транша который будет передан Греции, "безвозмездно"? Вполне возможно, что вопрос о дальнейшем будущем зоны евро был бы решен уже тогда. В принципе далеко за примером ходить не надо, недавняя встреча в Париже подтвердила, что страны-"тяжеловесы", а таких теперь два: Франция и Германия, входящие в зону евро, не совсем готовы помогать более слабым экономикам. Франция и Германия на текущий момент самые сильные экономики в зоне евро, и они четко высказались, они не готовы пополнять Европейский стабилизационный фонд (EFSF) из своих бюджетов. Что, опять неравенство? Новый камень?
Наконец следующий пункт, самый важный, особенно в последнее время, поскольку именно "он рулит" последними решениями принятыми в зоне евро, - политический. Именно этими решениями руководствовались, когда принимали более слабые экономики в зону евро. Именно по этому расслабились "крупные" участники, такие как Испания и Италия. Зона евро стала способом решения "неудобных" ситуаций и ошибочных политических решений. Как в ситуации с Сербией - ведь понятно же, что недавние вопросы о дроблении этой страны принимались под давлением США, и понимание, что именно Европе придется решать вопросы, тогда почему-то никому в голову не пришло. Что, в США сменилась политическая расстановка сил? Да вы что? И изменится, и еще не один раз. Но проблема в том, что такие решения в прямом смысле убивают саму идею создания "ЕС", ведь приходится жертвовать теми принципами, которыми изначально руководствовались при создании этого "государства". Сегодня "ЕС" стоит на очень опасном повороте, в Европе попытались сделать за годы то, что строится столетиями, если вообще получается добиться. Кроме того, многое строилось только на словах да бумаге, и теперь за это приходится платить. Ведь то, что зона евро переживет кризис и не развалится, вовсе не означает, что это скрепит их сильней, чем есть сейчас, думается, что как раз наоборот. Слишком много противоречий и недоговоренностей было, начиная от греческого кризиса, и сколько еще произойдет. По сути, европейский союз уже мог давным-давно смело распадаться на части, ведь Франция спокойно нарушала один из основополагающих принципов "союза", когда отправляла трудовых мигрантов обратно к ним на родину. Но с другой стороны, их тоже можно понять, кому захочется иметь в государстве элементы, которые хотят хорошо жить, но при этом ничего не желают делать? Все это стало результатом необдуманного расширения за счет стран на востоке Европы. Ведь когда основная идея - процветание, страны, которые приходят только для того, чтобы решить свои экономические потребности, не способствуют в продвижении к общему процветанию.
В конце концов, ну не может существовать в единстве то государство, которое не верит само себе и внутри себя пытается решать неразрешимое.