Согласно данным, опубликованным министерством экономического развития Челябинской области, за последние 10 лет покупательская способность населения выросла в десятки раз. Теперь люди с удовольствием тратят деньги не только на самое необходимое, но и гораздо чаще совершают крупные покупки.

Прежде всего, рост потребления эксперты отмечают в сфере торговли одеждой, бытовой техникой и продуктами питания. Если в 2000 году в Челябинске было только пять крупных торговых комплексов, то теперь их уже 62. Раньше дилеры предлагали населению продукцию лишь пяти известных брендов, сейчас их количество уже перевалило за сотню.

Кроме того, эксперты отмечают: многие сети стали расширять границы. Теперь они работают не только в южноуральской столице, но и по всей области. Такое расширение способствует росту конкуренции на рынке. Каждый гипермаркет стремится повышать качество товаров, сервиса и ведет активную бонусную политику.

"Челябинск выходит на новый уровень, может быть даже и в плане инвестиционной привлекательности. В принципе,  -это обоснованно. Во многих районах нет, так скажем, крупного торгового центра и торговой ритейловской сети. Но есть довольно оптимистичные прогнозы у экспертов, что действительно жители города Челябинска справятся с тем предложением, которое у нас на рынке существует", - говорит эксперт-аналитик журнала "Деловой квартал" Кирилл Баннов.

По данным министерства экономического развития Челябинской области, в 10 раз выросло количество туристов, выезжающих за границу. Это объясняется ростом доходов населения. С 1999 года соотношение доходов и прожиточного минимума увеличилось в два раза. Средний размер назначенных пенсий вырос более чем в 15 раз.

"Здесь много факторов. Во-первых, то, что много самолетов из региона летает. И, я считаю, произошла переоценка ценностей. Люди сейчас стали понимать: лучше вложить деньги в себя. Отдых - это, прежде всего, здоровье, свое и детей. Сейчас, даже, может быть отложен спрос на мебель или еще что-то, лучше  потратить деньги на другое. Все-таки я связываю это с переоценкой ценностей", - рассказывает директор бюро международного туризма "Спутник" Людмила Мосина.

Автопром тоже не в обиде. Если десять лет назад население отдавало предпочтение подержанным машинам, то теперь спросом пользуются новые иномарки. В 1999-м году приобреталось всего лишь две тысячи таких автомобилей в год, сейчас - 58 тысяч. Многие из них куплены в кредит. Рост спроса в этой сфере поразил даже статистиков. За последние десять лет количество кредитов выросло в 38 раз среди юридических лиц и в 100 раз - среди населения. Львиная доля займов приходится на ипотечное кредитование. Каждая вторая сделка с недвижимостью заключается с привлечением банковского капитала. Снижение ставок способствовало спросу на рынке жилья.

"Люди предпочитают больше брать вторичное дешевое жилье. Также спросом пользуются новостройки. Есть одна важная причина: "вторичка" кончилась в целом, то есть просто все скупили в декабре, и существует огромный дефицит жилья, неудовлетворенный спрос со стороны населения", - отмечает директор агентства недвижимости "Хочу дом" Марат Хуснуллинов.  

Единственное, что  неподвластно веяниям времени -  элитное жилье. Спрос и цена на него почти всегда остаются на одном уровне. Впрочем, эксперты отмечают, что это отличительная черта почти всех товаров такого класса. Потребительский спрос колеблется лишь на уровне среднего и бедного класса и во многом зависит от роста доходов. Если кризис дойдет и до России, то статистика снова станет неутешительной. Материальное же положение богатых людей практически не изменится, может быть, у некоторых оно даже улучшится.