Оформление наследства, проверка подлинности документов при заключении сделок и продаже жилья теперь упростится. Нотариусам будет доступна в электронной форме информация об утерянных паспортах, кредитной истории и банковских счетах человека, сообщает "Российская газета". Сегодня нотариусы рассылают подобные запросы обычной почтой.

Эту ситуацию изменят несколько проектов. В частности, готовится эксперимент по передаче запросов нотариуса в электронной форме в Сбербанк России. По защищенным каналам нотариусы смогут получать информацию о денежных вкладах, наличии завещательных распоряжений. Доступ к счетам не будет прямым: банкиры ответят на запрос юристов только в том случае, если будут вправе это сделать.

Новые технологии позволят проверить подлинность документов. Люди, потерявшие паспорта, больше не будут становиться "директорами" прогоревших фирм или должниками по кредитам. Если проверить документ по электронной базе, обман раскроется. Нотариусы смогут избежать ошибки при оформлении документов, а граждане быстрее получат нужную бумагу.

Многое уже сделано для борьбы с бумажной волокитой. При Федеральной нотариальной палате создан Центр инноваций и информационных технологий. Уже внедрена и успешно работает единая информационная система нотариата России.

"В настоящее время поддерживается автоматизированный обмен информацией с Федеральной налоговой службой, с центральным каталогом кредитных историй Центрального банка России, - сообщила президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. - Прорабатывается проект соглашения с миграционной службой о получении информации об утраченных паспортах граждан".

Нотариальная палата предоставляет налоговой службе доступ в режиме "запрос - ответ" к информации о нотариусах, образцах печатей и подписей. А нотариальной палате в таком же режиме дан доступ к государственному реестру юридических лиц. Теперь с помощью нотариуса можно будет проверить кредитную историю того, кто просит у вас ссуду. Но сделать это можно только с согласия человека или той организации, про которую наводятся справки.

Для развития цифровых технологий в ноябре 2010 года создан удостоверяющий центр нотариата России. Его задача - обеспечить нотариусов средствами электронной цифровой подписи. После ее массового внедрения электронные дела приобретут такой же юридический статус, как и бумажные. Планируется, что все нотариусы России получат электронные ключи уже в этом году.

Запланировано также создание электронного реестра всех нотариальных актов. Он позволит легко убедиться в подлинности документа. Например, даже если доверенность выдана на другом конце страны, ее сможет "пробить" по базе любой нотариус.

Уже ведется учет завещаний в единой базе под зашифрованным цифровым кодом - пока в рамках эксперимента. Сведения о них выдаются гражданам при предъявлении свидетельства о смерти завещателя. Но база в данный момент еще неполная.

Статус цифровых процедур определит будущий закон о нотариате. Он пояснит, что можно доверить компьютеру, а что - нет. Проект документа уже подготовлен. В окончательной редакции он появится после принятия ожидаемых поправок в Гражданский кодекс.