Теплоэнергетический союз сможет отвечать за городскую систему теплоснабжения.

Объединить силы челябинских теплоснабжающих организаций в одну предложили на круглом столе, посвященном вопросам теплоснабжения. Либеральная платформа «Единой России» и проводивший исследование теплоснабжения Челябинска федеральный журнал «Эксперт» собрала субъекты городской централизованной системы теплоснабжения, чтобы узнать их мнение по ряду вопросов, касающихся теплоснабжения города и его перспектив.

С предложением создать в Челябинске единую теплоснабжающую организацию выступил ряд экспертов. Подобную инициативу озвучивает компания «Фортум»- основной производитель тепла для города. Такой подход к организации теплоснабжения может изменить его нынешнее состояние. Тему поддержал вице-спикер ЗСО Константин Захаров.

 Как потребитель я могу сказать, что проблема есть, и это очевидно, — отметил депутат. — Согласно принятому в мировой практике нормативу, затраты на транспортировку тепловой энергии не должны составлять более 30% от её стоимости. На деле за транспортировку приходится платить вдвое больше, и это с учётом того, что существует перекрёстное субсидирование межу населением и прочими потребителями, от которого придется уходить. Считаю идею создания единого поставщика тепла здравой и обоснованной, при условии, что нормативы будут соблюдаться.

Однако, по мнению вице-губернатора Сергея Шаля, эта идея дискуссионная и требует проработки. Вице-губернатор отметил, что он выступает против появления крупного монополиста на рынке теплоснабжения города, так как это снизит здоровую конкуренцию и затруднит регулирование тарифов.

— Идея слияния обсуждается уже два года, — прокомментировал Сергей Шаль. — Мы «за», если за этим будет стоять экономическая целесообразность. Но пока мы её не видим.

Участники дискуссии со стороны «Фортум» привели аргументы: если в производстве тепла важно развивать рынок и свободную конкуренцию, то сети в любом случае являются естественной монополией и регулируемой средой. И гораздо проще контролировать тарифы и деятельность одной организации, сидящей на «трубе», чем нескольких. Появляется возможность для оптимизации затрат по транспортировке тепла и содержанию сетей, разработка единого технологического плана по их развитию и модернизации системы в целом.

Впрочем, вопрос этот обсуждался в рамках дискуссии со ссылкой на практику Екатеринбурга и некоторых других городов в России. По факту система теплоснабжения Челябинска может быть разбита на 7 технологических зон в зависимости от источников тепла как центров этих зон и привязанных к ним тепловым сетям с подключенными потребителями. Такое предложение направила в Миэнерго РФ администрация города, выступившая в качестве разработчика схемы теплоснабжения. В каждой зоне будет свой оператор — то есть своя теплоснабжающая организация. Вероятнее всего, ситуация относительно сегодняшней изменится, но не кардинально. Единой теплоснабжающей организацией в самой крупной зоне — зоне централизованного теплоснабжения с источникам тепла ТЭЦ — выступит по предложению администрации «Фортум», управление остальными зонами возьмет скорее всего под себя МУП «ЧКТС», или они будут укрупнены под 2–3 оператора. Ряд экспертов высказывают мнение: спасая, таким образом, систему теплоснабжения от «мнополизации», городские власти пытаются сохранить баланс интересов разных игроков, имеющих разнопрофильный бизнес в тепле.

Действующая модель теплоснабжения Челябинска

На сегодняшний день Челябинск — единственный город-милионник в России, в котором не утверждена схема теплоснабжения. Она дважды возвращалась на доработку из Минэнерго из-за несоответствия ряду требований законодательства. Спорным моментом было отношение разработчиков к проблеме так называемой «котельнизации» города. 80% тепла производят ТЭЦ «Фортум» и две крупные котельные Уральской теплосетевой компании. Остальную нагрузку в 20% делят более 50-ти котельных — муниципальных, ведомственных, либо частных. Не единичны случаи, когда в зоне работы ТЭЦ функционируют «кочегарки» небольшой мощности с теплом по цене дороже, чем ТЭЦ, или других более эффективных котельных. К примеру, стоимость тепла от Северо-Западной котельной в Курчатовском районе 747 рублей за гигакалорию, а от стоящей рядом котельной Макот — 1227 рублей. Собственники котельных никак не заинтересованы в их закрытии — они защищены «котловым» тарифом и точно не стремятся к рыночной конкуренции. Их тепло все равно заберут в общую трубу и продадут по смешанной цене для населения.

Противники «котельнизации» сейчас и в будущем видят одним из способов влиять на конечный чек потребителя тепла вывод из эксплуатации котельных, работающие в зоне ТЭЦ, и переключение потребителей на более дешевый источник тепла. Наряду с наведением порядка на сетях и во внутридомовых коммуникациях можно добиться снижения платежки даже при условии роста тарифа на тепло. Противниками «Фортум» в этом вопросе выступают застройщики, которым невыгодно тянуть сети от ТЭЦ в отдаленные районы застройки, тем самым закладывать эти затраты в стоимость жилья. Они настаивают на установке крышных и дворовых котельных, считая что за тепло в таком случае придется платить меньше, так как будет исключена транспортная составляющая. Это спор бизнеса, но не выбор потребителя. За тех и других решат ревизоры из Министерства энергетики РФ, которые тщательно изучат долгосрочные тарифные последствия всех вариантов.

Потребители тепла могли бы выбирать, если бы у них была такая возможность. Сейчас тарифная кухня закрыта от потребителя, он видит только объявленный тариф, не задумываясь о том, что внутри этой «матрешки». Тема непрозрачности тарифообразования также вызвала споры участников круглого стола. Власти утвердительно заявили, что все под контролем и крайне прозрачно. В «Фортум» призвали к опубличиванию любого решения тарифного органа относительно каждого участника теплоснабжения. Около 13% потребителей тепловой энергии получают ее физически из магистральных сетей, минуя распределительные. Но вынуждено платят одинаковую со всеми цену, в том числе всю транспортную составляющую тарифа. Почему было принято такое решение? «Чтобы цена не была разной», — пояснил регулятор.

При этом заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль отметил, что в Челябинске нет особых проблем с теплоснабжением. Последняя крупная авария была в 1986 году, а все серьезные аварии зафиксированы до начала 2000 годов.

— Должна быть стратегия развития. Нужно понять, где мы находимся, куда хотим попасть и описать ситуацию. И потом написать пошаговый путь достижения этой цели. Это и есть схема теплоснабжения, которую, мы надеемся, город примем. Надеюсь, что у нас все получится, — резюмировал вице-президент ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров.