Экостандарт Челябинской области станет основой для внедрения аналогичных практик в городах Росатома. Госкорпорация, которая сейчас вплотную занимается экологической повесткой в городах присутствия, обратилась за помощью к экспертам Российского экологического общества и координационного совета при губернаторе Челябинской области по вопросам экологии. Расчет верный — благодаря экосовету (и политической воле руководства региона) Южный Урал шесть лет назад фактически стал первопроходцем по внедрению экостандарта. Три ЗАТО — Озерск, Снежинск и Трехгорный — станут первопроходцами среди атомных городов всей страны, сообщает корреспондент ИА «Первое областное». О чем еще шла речь на стратегической сессии, первой из серии, — в нашем материале.
На мероприятие с представителями Росатома пригласили руководителей атомных городов — это им внедрять и транслировать наработанные в регионе практики, говорит председатель РЭО и южноуральского экосовета Рашид Исмаилов, а значит, надо вместе рассматривать проблематику, ставить задачи и определять точки роста в части природоохранной повестки.
«Здесь, в Челябинской области, мы наработали хорошую практику, базу решений, базу инструментов, мы научились выстраивать диалог с предпринимателями, с бизнесом — промышленники сегодня очень четко понимают свою ответственность, более 30 крупных компаний присоединились к стандарту. Его особенность в том, что это не закон, а добровольные повышенные обязательства. И все, кто присоединился, подтверждают свою экологическую ответственность рублем. Вот это цивилизованный подход к бизнесу. Сегодня вся страна должна так работать. По сути, мы сформировали институт деловой экологической репутации бизнеса», — комментирует Рашид Исмаилов.
Но еще важнее, по его словам, выстраивание диалога с населением, поэтому экостандарт и идет в муниципалитеты:
«Мы спускаемся на уровень ниже, чтобы более точечно работать с людьми, активнее вовлекать людей в экологическую повестку, чтобы они и сами становились инициаторами экологических изменений в своих городах. Есть соответствующее поручение губернатора Челябинской области».
Для повышения вовлеченности важен открытый диалог с населением — и этот опыт коммуникации тоже передадут муниципалитетам. А еще для них выработают методические рекомендации по внедрению не только экостандарта, но и стандартов управления экологией. По словам вице-губернатора Александра Козлова, этот вопрос критически важный — сегодня за экологию в муниципалитетах кто только не отвечает.
«Понятно, что муниципалитет муниципалитету рознь. Но у нас есть определенные методические рекомендации: какие структурные единицы должны быть в каждой администрации, какие полномочия у них должны быть, какой состав участников, какие вещи должны быть в должностных регламентах по данному направлению», — отметил вице-губернатор.
Над повышением квалификации управленческой команды в городах присутствия готов работать и Росатом. Как отметила гендиректор АНО «Энергия Развития» госкорпорации Ольга Шкабардня, в перспективе рассматривается запуск образовательной программы для работников муниципалитетов — именно «для сборки компетенций широкого профиля».
«По итогам двухлетней уже работы могу сказать, что самая большая сложность внедрения различных практик связана именно с системой управления. У нас в разных городах задача по формированию экологических прогнозов, по системе планирования в сфере экологии и бюджеты лежат в разных подразделениях и подведомственных структурах. Где-то это блок благоустройства, где-то — там, где основной акцент в сфере экологии идет на коммуникацию, — это просвещение, где-то — молодежная политика. А некоего „единого окна“ — куратора, департамента, или, может, отдельной вынесенной за периметр структуры, которая курирует вопросы экологичного транспорта, экологичной инфраструктуры ЖКХ, экопросвещения, работы с молодежью, внедрения практик зеленых офисов, стандартов по зеленому строительству и так далее, — нет», — говорит Ольга Шкабардня.
Она добавила, что приоритетной задачей для Росатома является формирование полностью экологичных городов. Помимо прочего, это один из факторов привлекательности города и потенциал для экономического развития, привлечения малого и среднего бизнеса.
«Что означает „экологичный город“? Это максимальное внедрение стандартов промышленно-экологической безопасности, это экопросвещение, а также повышение экологичности городской среды — зеленое строительство, зеленый транспорт, зеленое устойчивое общественное пространство, которые тоже отвечают стандартам. Тема осознанного развития водно-зеленых каркасов в городах сегодня вышла на новый виток, все больше людей высказывают запрос на эффективное озеленение, которое позволит заметно влиять на температурные показатели в городе, а также на показатели здоровья граждан», — говорит представительница Росатома.
Также в понятие «муниципальная экологическая политика» госкорпорация включает работу с малым бизнесом, выявление и поддержку экологических стартапов, поддержку экокомпаний и многое другое. Словом, задача — выработать базовую целевую модель, которая подойдет для каждого города Росатома, а затем внедрять ее, адаптируя под разные природные и экономические условия.
Именно для этого на сессию пригласили глав атомных городов, которым с таким куратором, как госкорпорация, ничего не остается, как быть не просто активными, а проактивными — и с точки зрения коммуникации, и с точки зрения подготовки новых профессиональных кадров в сфере экологии, и вообще.
Как рассказали представители администраций ЗАТО Снежинска, Трехгорного и Озерска, сегодня упор в экологической работе по большому счету делается на экопросвещение, на развитие культуры — но зато начиная прямо с детсада: причем это не скучные лекции, а серьезное вовлечение малышей в процесс.
«Сбор пластиковых крышек в школах, детских садах — один из мелких шагов. Детворе объясняют, зачем это делается и что с крышками происходит потом, дают возможность принять участие в измельчении, делают брелоки, которые затем продают на разных ярмарках. И вот этот процесс очень впечатляет и воспитывает осознанность», — заметил глава Трехгорного Данил Громенко.
Всем трем южноуральским ЗАТО нужен «зеленый каркас», нужна помощь в формировании структуры управления экологией — за последние 10 лет эта сфера серьезно пострадала, нужна помощь в рекультивации свалок, строительстве очистных сооружений... А по большому счету нужно, чтобы каждый житель на себе почувствовал, что его экологическое благополучие улучшается.
Еще один вопрос подняли участники экосовета: в целом в Челябинской области удалось внедрить принципы открытости и прозрачности принятия решений в природоохранной политике, но удастся ли достичь такой же транспарентности в закрытых городах? Ряд рекомендаций дала член экосовета, замгендиректора Первого областного медиахолдинга по цифровым медиаресурсам Дарья Годунова.
«В закрытых городах коммуникация и пиар в целом на закрытые города и ориентированы, не вовне. Попасть прессе туда достаточно сложно. Простой пример: в этом году исполняется 80 лет Росатому, мы запустили масштабный исторический проект, но из нашего огромного медиахолдинга, в котором работает около 600 человек, аккредитовали только троих. Так по каким каналам мы будем транслировать, как развивается город, как внедряются различные стандарты? Или вот на сессии прозвучало, что 300 тысяч специалистов не хватает атомным городам, но как они узнают, что тут у вас, „за забором“, хорошо и сюда стоит приехать жить и работать? Полагаю, госкорпорации нужно подумать в направлении выстраивания внешней коммуникации — организовать выезды, пресс-туры. А мы могли бы на широкую аудиторию показать, как на самом деле устроена жизнь в атомных городах, что она разнообразная, интересная и что там порой есть то, чего нет даже в Москве», — отметила Дарья Годунова.
Представители Росатома замечание приняли, обещали обсудить с департаментом коммуникации.
Отметим, стратегическая сессия была первой в цикле подобных мероприятий, чтобы, как говорится, «сверить часы»: определить потребности и запросы муниципалитетов и Росатома, поделиться опытом по разработке стандартов, рассказать про федеральные тренды природоохранной политики. Эксперты уже планируют выезды в Озерск, Снежинск и Трехгорный, чтобы на месте изучить условия атомных городов и сформировать предложения по их экологическому развитию.