Российский союз ректоров утвердил новый перечень школьных олимпиад, пишет gazeta.ru. Их число сократили до 77 (для сравнения в 2008-2009 годах разрешенных олимпиад было 120), а требования к участникам ужесточили. Это означает, что у абитуриентов в следующем году будет меньше шансов поступить в вуз. Ректоры таким образом намерены бороться с потребительским отношением к олимпиадам.

Сейчас в России существует олимпиада школьников и Всероссийская олимпиада. Эти две олимпиады фактически не зависят друг от друга. До 2007 года процесс проведения школьных олимпиад в нашей стране носил несистемный характер: каждое учебное заведение проводило их по своим собственным правилам. После принятия четких регламентов качество обеих олимпиад контролируется чиновниками из министерства, отличается лишь механизм проведения. Но объединять олимпиады пока что никто не собирается.

«Работа с юными талантами (а суть любых интеллектуальных соревнований именно в этом) является эффективной при условии многообразия форм. Это позволяет учитывать особенности каждого ребенка», - сказал президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий.

Если раньше олимпиада проходила в один этап, то теперь их будет два, для того чтобы ужесточить контроль результатов, - первый (отборочный) этап с сентября по январь, а заключительный с февраля по март.

Все «вузовские олимпиады» поделены на три так называемых уровня качества. И если раньше уровень присваивался той или иной олимпиаде до ее проведения, в зависимости от заявки и уровня вуза, то теперь он будет определяться уже по итогам проведения и оценки экспертных комиссий. Вполне возможно, что изменения коснутся и льгот, которые предоставлялись победителям. Во всяком случае, Российский союз ректоров рекомендовал сократить количество льготных вузов для поступления. Если раньше их было пять, то теперь предложено оставить всего один. Сейчас эту инициативу рассматривает Минобрнауки.

Задача подобных нововведений - преодоление устойчивого понимания олимпиад как способа поступления в вузы. Ведь изначально основной задачей было - найти среди школьников особенно одаренных детей и дать им возможность проявить себя.

«Сейчас неплохо развилось качество проведения олимпиад, не хуже чем качество проведения ЕГЭ, но есть реальная опасность того, что они начнут развиваться как альтернативный канал поступления в ведущие вузы страны. К примеру, мы половину людей зачислили из олимпиадников, и для нас очень важно, чтобы это были люди не мотивированные поступить, а мотивированные учиться», - считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Согласно статистике РСР, более 77% дипломов олимпиад школьников в прошедшем учебном году приходится именно на выпускные классы: школьники и их родители пока что рассматривают олимпиаду как возможность получения определенных бонусов при поступлении в вуз.

Для изменения этой ситуации планируется расширить и возрастные рамки участников: сократить количество выпускников и привлечь к участию в олимпиадах школьников младшего возраста.

«Чтобы бороться с потребительским отношением к участию в олимпиадах, надо сдвигать возраст участников и создавать механизмы выращивания олимпиадников - людей, по-настоящему заинтересованных тем или иным предметом. В идеале нужно прийти к тому, чтобы те, кто участвуют в последнем «предвузовском» этапе, были бы людьми, которые участвовали уже два года, а то и три. Это гарантия чистоты, и думаю, что за несколько лет мы к этому придем», - уверен Ярослав Кузьминов.

Причем, как показывают исследования, участники олимпиад используют свои бонусы в основном для поступления в самые престижные вузы страны. А большая часть вузовских льгот в прошлом году так и не была востребована абитуриентами.