— За прошедшие три десятилетия заметно сократилось количество клубов, кружков и секций начального технического моделирования. Не удивительно: в погоне за цифровыми технологиями, увлеченные виртуальной реальностью, мы сделали ставку на искусственный интеллект, сами до конца не понимая, что ошиблись.

Искусственный интеллект изначально запрограммирован на бездумное выполнение определенных действий, алгоритм которых закладывается человеком. Следовательно, чтобы управлять искусственным интеллектом и создавать для него эффективные алгоритмы, нужны не суперкомпьютеры, а живые люди с гибким мышлением — высококлассные профессионалы, способные решать сложные задачи в условиях ограниченности ресурсов и умеющие работать в команде. Все эти навыки прекрасно развивают занятия по начальному техническому моделированию. Яркий тому пример — биографии выдающихся ученых, конструкторов, инженеров, летчиков-космонавтов. Вспомнить хотя бы Сергея Ильюшина, Сергея Королева, Юрия Гагарина. Для них профессиональной колыбелью стали самые обычные детские кружки. Это потом им будет рукоплескать мир, а начиналось все с малого.

Современные дети точно так же мечтают о небе, грезят космосом и хотят исследовать океанические глубины. Наша задача — дать им возможность попробовать себя в роли будущих конструкторов и инженеров. Тем более что занятия в таких кружках, в большинстве своем, бесплатные, не имеют серьезных ограничений по здоровью, а материалы, из которых создают первые модели: бумага, фанера, клей, нитки, — доступны всем. Допускаю, что несколько раз в неделю клеить, пилить и резать школьникам постарше может быть скучно. Чтобы поддержать их интерес к моделированию, нужно вовлекать детей в соревновательное движение. Например, в ноябре этого года в Челябинске прошел фестиваль по авиамоделированию «Моя первая модель», посвященный 100-летию конструкторского бюро «Туполев». Фестиваль был организован Региональным центром технического творчества. Более 100 юных конструкторов и инженеров со всей Челябинской области подняли в воздух модели самолетов и планеров, чтобы проверить их на точность и дальность полета.

В основе любого, даже самого высокотехнологичного устройства лежат простые физические законы, знакомиться с которыми гораздо интереснее не за чтением учебников, а в процессе работы руками, создавая прообразы автомобилей, кораблей или самолетов. После соревнований дети возвращаются в кружки и совместно с наставниками дорабатывают свои изобретения, думают, как улучшить их технические характеристики, пробуют, тестируют, испытывают. Поверьте, это гораздо интереснее! Знаю об этом не понаслышке. Свою первую модель простейшего самолета я смастерил в 10 лет на одном из таких занятий в авиамодельном кружке. Поэтому могу с уверенностью сказать, что ни одно из модных сегодня направлений технического творчества, будь то робототехника, 3D, hi-tech, Scratch или Python-программирование, по характеру развиваемых навыков не является заменой вековой традиции.

Занятия авто-, авиа-, судомоделированием ценны еще и тем, что стимулируют активное познание. Ребенок учится создавать эскиз модели, сам выбирает наиболее подходящий для нее материал, наблюдая, как он себя ведет в процессе работы. При этом юный конструктор действует в заданных рамках, понимая, что, например, размер крыла самолета или пушки танка не должен быть больше стольких-то сантиметров, а вес модели не должен превышать такой-то порог. Ребенку приходится решать задачку посложнее тех, что предлагают школьные учебники. Помимо этого тренируется навык принятия самостоятельных решений, усидчивость и внимательность.

Если мы хотим, чтобы завтра на предприятия автомобиле-, судо-, авиа- и ракетостроения пришли талантливые инженеры, конструкторы, техники-испытатели, их подготовку нужно начинать уже сегодня, с раннего детства воспитывать инженерное мышление, учить работать с материалами, пользоваться инструментом, творчески мыслить и не бояться трудностей.