7 июля в Музее изобразительных искусств состоялся вернисаж выставки челябинского авангардиста Льва Гутовского «Из ниоткуда в никуда». Художник собрал инсталляцию из вещей, которые легко найти в любом магазине. По залу музея расставлены арт-объекты из свежего лаваша и плесневелой горбулки, вантузов, женских корсетов и детских комбинезонов.

На вернисаже выступил директор музея Станислав Ткаченко. Во время его торжественной речи Лев Гутовский уселся за барабаны и сыграл несколько перебивок, заглушая слова выступающего. Сам авангардист от приветственной речи воздержался.

«Я радуюсь, когда получается поработать с Львом, а когда вижу проект — страдаю. Но после выставок я страдаю уже от того, что все закончилось»,— улыбается куратор выставки Виталина Силина.

В длинном зале расставлены абстрактные, ироничные и абсурдные экспонаты. На стенде стоит куча водопроводных вантузов, на стенах — женские купальные трусы на завязках, а на белом пуфике лежит свежий лаваш.

Часть экспозиции — целый таз магазинных чеков. Суммы вроде небольшие, но если сложить — набегает немало. Мы насчитали почти 20 тысяч.

«Все материалы — одежда из секонд-хендов, китайские товары из магазинов, без санкционных товаров. Но все равно дорого выходит. Таз этот — чтоб знали цену искусства»,— рассказывает Лет Гутовский.

Авангардист Лев Гутовский 

Обычно Лев Гутовский не раскрывает смысл работ, а у большинства арт-объектов даже нет названия. Но посетителям удается разгадать несколько шарад. Например, висящий под потолком женский корсет — это автопортрет авангардиста.

«Раскрытый корсет напоминает летучую мышь. И вот Лев Гутовский — тоже летучая мышь, он летает в темноте, его никто не видит, но он есть»,— пробует объяснить автопортрет посетительница Анастасия.

Мы оценили детский комбинезон, повисший на ветке. Он заставляет что-то сжиматься в душе. Вызывает детский страх и напоминает слова родителей: «Будешь бегать как угорелый — на ветку напорешься и глаз проткнешь».

Прямо у входа висит распечатанный портрет Моны Лизы. Рядом художник заботливо оставил набор накладных усов, чтобы посетители приклеили растительность на свой вкус. Гости разошлись: кроме усов у Джоконды появилась еще и густая монобровь.


Абсурдные и странные работы выглядят необычно в зале музея. В пространстве ожидаешь увидеть выставку классического искусства, а не предметы из «Галамарта». Но Льву Гутовскому такой контраст нравится.

«Это вообще бывшая столовая РЖД, никакой не выставочный зал. Но обстановочка хорошая, буржуазная. В ней мои работы хорошо смотрятся. Мне нравится этот пафос. Очень сочетается»,— считает Гутовский.

На вернисаж собралось около 50 человек, чуть позже количество сократилось до 30. Люди фотографируются на фоне ковриков для ванны — разноцветные половики висят рядком. Одна посетительница утверждает, что это — психологический тест Люшера. Сам Лев то ли в шутку, то ли искренне говорит, что ни про какого Люшера даже не слышал.


«Когда увидел эти коврики — мне они очень понравились. Захотелось их обнять, с ними спать. А психологические тесты — это ненужное, я считаю»,— заявляет Лев Гутовский.

Весь вечер в зале играет музыка. Сначала Гутовский играет сбитые ритмы на барабанах, а ему подыгрывает саксофонистка, потом включается электронная музыка, а художник, гуляя по залу, пританцовывает и напевает.


Выставка будет работать десять дней. Каждый вечер в выставочном зале — новый музыкальный перформанс: композиция для тринадцати электрогитар, музыка с электронным органом и водопроводными смесителями, жуткий эмбиент и театр абсурда.


Возрастное ограничение мероприятия: 18+