За полгода до смерти народный артист России рассказал о своей жизненной позиции.

Актер Валерий Золотухин дал эксклюзивное интервью «Первому областному» в свой последний приезд в Челябинск. В июле прошлого года он участвовал в десятидневных гастролях московского Театра на Таганке. В перерывах между спектаклями знаменитый гость откровенно рассказал об уходе Юрия Любимова и своей первой работе с Иннокентием Смоктуновским.

В реанимации московской больницы скончался народный артист России, любимец миллионов зрителей Валерий Золотухин. В июле прошлого года он в последний раз приехал в Челябинск. Театр на Таганке, директором которого был актер, показал 10 спектаклей и каждый раз собирал полный зал.

В своем плотном графике Валерий Золотухин нашел время для интервью «Первому областному». Как оказалось, оно стало последним, которое актер дал на Южном Урале.

— Ажиотаж вокруг ухода Юрия Любимова, показалось, сломил и коллектив, и вас.

— Не знаю, откуда такое впечатление, скорее все наоборот. К моему сожалению и даже стыду, люди теперь не боятся приходить в театр, не боятся друг с другом здороваться. Атмосфера в театре очистилась, потому что ушла черная, негативная сила, которая влияла на всех без исключения.

— У вас много талантов: одновременно с Театром на Таганке вы работаете в кино, пишите книги. В самом начале пути вы думали о такой славе?

— Если бы не думал о ней, то ничего бы не делал. В мое время было был «Театр у микрофона», потом появились фильмы-спектакли. Я был привязан к лицедейству, к выступлению живым перед живой публикой. И не променяю существование на сцене на существование перед камерой. Предсказать и нарисовать свою судьбу нельзя, но ее можно написать. В повести «Дребезги» я рассказал, что герой станет народным артистом, поедет в свое село и будет учить детей своему мастерству. Свою жизнь составил по этому плану. Но кто мог предположить, что я буду поставлен директором театра, в котором мечтал когда-то играть. Ведь пришел из театра имени Моссовета к Любимову и сказал, что будут сидеть в его спектаклях на полу и играть массовку.

— Одной из ваших первых в кино была роль Моцарта в «Маленьких трагедиях», где играл Смоктуновский. Как сейчас относитесь к этой работе?

— Здесь заслуга Михаила Швейцера и его великой жены Сони, которые взяли меня без проб. Иннокентий Михайлович назвал мою кинопробу отвратительной. Я о своем таланте многое знаю, меня просто не собьешь, но все равно нервничал. Откровенность должна быть в деликатных формах. Сказать подобное молодому — это лишить его веры на всю оставшуюся жизнь. Марк Твен сказал: «Избегайте людей, пытающихся подорвать вашу веру в себя, эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что и вы можете стать великим». Я это цитирую всю жизнь на каждом уроке по актерскому мастерству, такова моя жизненная позиция.