Мы рассказывали про проект «Челябинск пешком». Прекрасная Юлия Семейкина в какой-то момент решила проводить авторские прогулки по разным частям города. По ходу экскурсии девушка рассказывает о старинных домах и их жильцах, первых улицах крепости Челябы. Где тут пили, где выделывали кожу, а где лепили кирпичи. Часть маршрутов затрагивает Нагорный квартал и теперь уже не существующие дома на улице Российской. Они сгорели прошлым летом, а сейчас там расчищают площадку под небоскреб.



Мы отправились гулять по Заречью. Дистанция небольшая, достопримечательностей много, а вторая часть экскурсии и вовсе проходит на территории храма Святой Троицы. За двухчастную прогулку — 700 рублей, можно без храмового комплекса, тогда 400 рублей.

Мест на экскурсию было всего 11. Автор Юлия Семейкина поясняет, что большими группами ходить неудобно, кто-то отстает. Да и тротуары местами чересчур узкие, вереница людей растягивается, и кто-то просто не слышит рассказа о Заречье.



Тем более что рассказать есть о чем. Старт прогулки — от усадьбы Рябинина, и первые несколько строк посвящены именно этому старому дому. Оказывается, первоначально особняк выглядел иначе. В нем было всего шесть комнат, так что купец Рябинин хаживал по куда более просторным залам. Но сосед купца решил построить мельницу. И однажды эта мельница сгорела. Огонь превратил в пепелище не только соседский особняк, но и усадьбу Рябинина.

Несколько слов восхищения Юлия адресует и зданию Торгового центра напротив. Бегло рассказывает об уникальной конструкции, показывает фотографии советского расцвета торговли в необычных павильонах. И сокрушается, что сейчас Торговый центр, по сути, вымер: внутри работает буквально шесть точек, а остальные торговые места отданы под что-то странное: детскую комнату с одинокой качалкой, вазу с цветком или сборище грустных и безжизненных манекенов.

«Если будут общественные слушания по поводу того, что нового можно устроить в Торговом центре, я буду громче всех предлагать сделать внутри аквапарк. Мне кажется, это просто идеально!» — улыбается Юлия Семейкина.
Наш маршрут продолжился по улице 8 Марта, мимо тихих торговых рядов. Потом через улицу Кирова к цирку. Тут, конечно, не могло не случиться чудной истории про первый челябинский цирк: куда он делся и как построили второй.




Если вы не знаете, то к 1973 году здание цирка (тогда оно было прямо на площади Павших Революционеров) сильно обветшало. Использовать его было нельзя, а чтобы Москва дала денег на новый цирк, надо было снести старый. Просто развалить здание было опасно: грибок, много ветхого дерева. Поэтому строение решили просто сжечь. Так что 15 марта 1973 года известная тогда телеведущая прогнозов погоды Татьяна Ишукова поднялась на купол, чтобы оценить скорость и направление ветра. А потом пожарные здание подожгли. Смотреть на пожарище съехались съемочные бригады из самой столицы!

Стоит добавить, что и сейчас цирк в Челябинске пребывает в удручающем состоянии. Капитальный ремонт здания, затеянный еще в 2019 году, приостановлен из-за отсутствия финансирования. И когда его возобновят — неизвестно.

А наша экскурсия продолжилась по улице Береговой, на которой стоят всего два старинных дома, разделенные широкой магистралью Кашириных и дворами панельных девятиэтажек.



Первое здание, дом мещанина Дернова, сохраняется в безупречном состоянии. Пожалуй, секрет в абсолютно закрытой территории вокруг, которая охраняется несколькими крепкими собаками породы алабай. По слухам, владелец здания (по совместительству совладелец торгового комплекса «Набережный») в России не живет, но избавляться от имущества не планирует.



Мы топаем дальше, через Кашириных ко второму дому, спрятанному за девятиэтажками, дворами и теплотрассой. Там на территории школы-интерната красуется особнячок братьев Степановых. В прошлые века они были зажиточными горожанами: четыре мельницы, кожевенные мастерские и так далее. Дом и сейчас в приличном состоянии, потому что внутри оборудована мастерская для уроков труда.



Наконец, наша группа подходит к воротам церкви. Юлия передает нас в руки Элизбара. Он алтарник, в миру — Эдуард Верховых. Бывший учитель географии, немного бизнесмен и служит церкви как может. Например, собирает исторические факты про судьбу и быт челябинских церквей, приближенных людей. А еще он ищет исторические колокола для звонницы храма Святой Троицы. Ведь в советские годы здание было если не сказать разграблено, то разоружено. Внутри располагался краеведческий музей. И только спустя «тридцать лет и три года» церковь храм отвоевала. Правда, колоколов родных не собралось — из всех громких голосов звонницы только семь были отлиты для челябинского храма. Остальные собирали по всему Южному Уралу.

Это все Элизбар выдает нам по пути между притвором и клиросом. Он говорит бойко, вдохновенно, и отвлечься от историй невозможно. Слушали все, даже самые маленькие и неодухотворенные участники экскурсии. Редко когда выдается возможность полюбоваться на иконостас с высоты, перебрать пальцами книжки певчих, подглядеть, где они пьют чай и отдыхают после богослужений. А заодно послушать байки про васнецовскую технику росписи, иностранных студентов, узнавших в одном из святых своего пророка, и про котика вместо льва.


Вот смотрите, это фрагмент фрески с молодым Иисусом. У него за плечами орел, бык и лев. И если орла и быка местные художники видели, и, скорее всего, не один раз, то со львом вышла заминка…


…и поэтому он выглядит как испуганный котик.

Начинается главная часть вечера — группа поднимается на звонницу (я бы тут сказала, что идем во святая святых, но звучало бы это весьма крамольно). Лестницы наверх узкие и очень крутые: удобнее всего по ним голубям подниматься. Они тут и главные хозяева — все вокруг буквально покрыто свидетельствами гнездования.

«Я алтарник седьмой год. Начал изучать историю, накапливать материал. Мне было легко стать экскурсоводом. Все-таки работа учителем географии предполагает и уроки краеведения. Церковные экскурсии сформировались во время пандемии. К нам приезжали представители духовенства из разных городов и регионов, а пойти в городе некуда: все закрыто, все музеи. И тогда я предложил устроить для гостей экскурсии. Подготовил маршрут по храмовому комплексу и по центру города. Потом уже сделали эти экскурсии доступными и для горожан», — говорит Элизбар.


Мы стоим в крошечной звоннице, бОльшую часть которой занимает помост для звонаря. Это деревянная конструкция с педалями, звонарским столбом, к которому крепятся веревки колоколов, и крошечным сиденьем. Не слишком удобно, очень гулко, звонко и невероятно атмосферно. Тем более что сквозь стрельчатые оконные проемы открывается вид на вечерний город — центральную часть, реку Миасс и панораму Кашириных, которая уходит куда-то в закат на западе. А к нашему приходу в звоннице включили подсветку — несколько мощных прожекторов, меняющих цвет.



Элизбар рассказывает про колокола — тут у каждого из них своя удивительная история. И даже разрешает чуть дернуть за одну из веревок. По округе разносится то басовитый говор самого большого колокола, то стройное пение колоколов поменьше.



Наша экскурсия по звоннице подходит к концу, но, пока участники группы по очереди спускаются по крошечной лестнице, можно вдоволь фотографировать или вот забросать Элизбара вопросами. И узнать, например, о том, что он мечтает о мобильной звоннице во дворе храма. Или о том, что 26 августа в Каменске-Уральском проведут демонстрационную заливку колоколов для храмов Челябинской области и туда можно поехать с экскурсией (стоит 1500 рублей, кстати).


Как думаете, кто это, с контрабасом? Если известно, что ранее звонарь челябинского храма Святой Троицы работал в филармонии?

Любопытно, что в составе нашей группы было двое детей: бойкая трехлетка и весьма любознательный парнишка лет семи. Оба они радостно сообщили Элизбару, что экскурсия им очень понравилась и храм тоже. И они обязательно придут сюда на следующий день. И не важно, что вторник — день санитарный.