Пианист, которого называют самым ярким и неординарным представителем молодого поколения музыкантов, стал мировой звездой в одночасье, шесть лет назад, когда победил на Международном конкурсе имени Чайковского. С тех пор Люка Дебарг играет на лучших площадках мира, с самыми знаменитыми оркестрами, оставляя за собой шлейф завороженных музыкальных критиков и поклонников.

В Челябинске Люка Дебарг впервые, и его приезд — безусловно, событие и честь для города. 


Перед концертом Люка ответил на несколько вопросов. Он отметил, что в Челябинской филармонии — потрясающий, уникальный рояль Steinway. Пианист обратил внимание на серийный номер инструмента и пояснил, что наш рояль относится к очень удачной партии — выпущенные позже уже хуже. 

«У каждого инструмента, безусловно, своей звук и своя душа. Более того, на одном и том же инструменте разные исполнители будут звучать по-разному», — считает Люка Дебарг.

Высоко оценил Люка и профессионализм оркестра под управлением Адика Абдурахманова. Он заметил, что музыканты очень включены в музыку, которую исполняют, и это чувствуется.

«Русская музыка — и это ее особенность, — направлена прямо в сердце, в душу. Это отличает работы Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, Прокофьева от многих других. Кроме того, уникальность русской музыки — в качественной, точной работе композиторов: произведения блестяще оркестрованы», — так объяснил Дебарг свою связь и любовь к русской музыке.


Музыкант без перевода понял вопрос о русской бабушке, от которого он порядком устал, и пояснил, что его бабушка — чистая француженка и в нем, скорее всего, нет русской крови. Любовь к музыке русских композиторов обусловлена духом этой музыки, но не кровным родством.

«Он гениальный пианист. Четвертый концерт Рахманинова исполняется очень редко, это произведение сложное по многим параметрам. То, как играет Люка... Это словами не объяснить. Вроде он все делает по нотам: тут пиано, тут крещендо, фразировки делает, — но есть еще что-то еще. Еще чуть-чуть. От этого „чуть-чуть“ в музыке все и зависит. Люка потрясающе одарен»,— отметил Адик Абдурахманов.


Многие музыканты из Челябинска едут специально в Екатеринбург или в Москву послушать, как он играет — теперь ехать никуда не надо. С появлением Большого симфонического оркестра Челябинской области город перестал быть музыкальной провинцией.

«Когда наш оркестр выступал в Москве, в «Зарядье», мы посмотрели проспекты и увидели, что все звезды, которые дают концерты в столице, играют и у нас. Лучшие скрипачи и пианисты приезжают в Челябинскую филармонию», — подчеркнул Адик Абдурахманов.

Преподаватель музыкальной школы № 8 Мария Николаевна Фофанова сидела на репетиции перед концертом не дыша. Она слушала музыку, подавшись вперед, откликаясь на каждое движение сокрушительной рахманиновской музыки. Я оказалась рядом, и мы разговорились.



Мария Николаевна, хоть уже и в преклонных годах, преподает по классу фортепиано, переписывается в «Фейсбуке» с бабушкой Люки Дебарга и является его трепетной поклонницей.

«Понимаете, — сказала Мария Николаевна, —так Рахманинова не исполнял никто. Я прослушала специально выступления великих музыкантов и самого Рахманинова. Никто так не играл Четвертый концерт. Никто так не чувствовал. Люка раскрывает эту музыку так, как ее, пожалуй, не понимал и сам композитор, уверяю вас».

Именно об этом пишут и музыкальные обозреватели, когда пытаются объяснить феномен Дебарга. Даже заигранные классические произведения он открывает как новые. Он извлекает из них скрытое, тайное звучание, которое сбивает дыхание даже у самых наслушанных зрителей и профессиональных музыкантов.

Никто не понимает, как он это делает, наверное, и сам Люка. Ноты те же, и та же мелодия — а дух иной. Чистое волшебство.

Мария Николаевна принесла Люке небольшой подарок: шоколадные ромашки, гравюру, «Первый концерт Чайковского» 1947 года издания, а также письмо на французском языке. И пока зал Челябинской филармонии десять минут рукоплескал музыкантам, смущенно вручила ему свой подарок.