Накануне 16 апреля, когда отмечается Международный день голоса, мы побывали в Центре фониатрии при ЧОКБ.

У кабинета врача-фониатра — сразу два солиста Челябинского театра оперы и балета. Дмитрий Никитин и Эльвира Авзалова пришли на профилактические осмотры. Эльвира готовится петь партию Царевны Волховы в опере «Садко» 17 апреля, а у Дмитрия через несколько дней выход с партией злодея Джокера в детской «Алисе в стране чудес».


Дмитрий Никитин исполняет партию Роберто

Солисты, да и вся труппа — не пациенты, скорее подопечные единственного в Челябинской области центра фониатрии, при котором собраны лучшие врачи-оториноларингологи, дефектологи, пульмонологи, сурдологи, фонопеды, логопеды, сосудистые хирурги и даже эндокринологи. Специалисты работают с голосом: помогают людям «голосовых» профессий — певцам, учителям, даже депутатам — сохранить, расширить диапазон, улучшить качество речи. Кроме того, помогают адаптироваться раковым больным, которые прошли через операцию по удалению гортани. Но чаще — убирают хрипы, осиплость, последствия простудных заболеваний и даже ведут психологическую настройку говорящего.

«Я оперная певица, голос испытывает колоссальные нагрузки, поэтому регулярно наблюдаюсь в центре фониатрии. Еще в консерватории мы проходим курс фониатрии — гигиены голоса. А в дальнейшем с нами работают специалисты-фониатры, которые дежурят во время спектаклей за кулисами и даже ездят с нами на гастроли. Ведь нервное напряжение, волнение уже может сказаться на голосе. Специалисты центра не только лечат, они могут помочь с качеством голоса, даже полетностью. У каждого свои профессиональные секреты работы, но сырые яйца пить не заставляют»,— смеется Эльвира Авзалова (в премьерной «Иолтанте» она исполнила партию наставницы Бригитты).


Пациентка выполняет упражнения под контролем врача Ирины Тверской. Фото: pravmin74.ru

За кулисами челябинской оперы чаще всего дежурит Тансылу Бичурина, оториноларинголог-фониатр, врач высшей категории. Она всегда готова поддержать певцов, помочь настроиться на выступление, проверить дыхание и даже подсказать, в какой момент улыбнуться, вдохнуть или выполнить специальное упражнение, чтобы голос раскрылся, стал звонче и «полетел» в зрительный зал.

«У меня был насыщенный сезон, много ролей. А Тансылу Амировна помогла справиться, делала профилактические заливки. Я смог спеть сразу несколько сложных партий в короткий срок», — делится Дмитрий Никитин, обладатель бархатного баритона и исполнитель партии героя-любовника Роберта в премьерной опере «Иоланта».


Дмитрий Никитин на осмотре

Фониатрический центр при ЧОКБ был основан в 1959 году. Много лет врачи поддерживают высокий уровень: в прошлом они вернули голос Марку Бернесу, а теперь работают с заезжими звездами рок- и поп-сцены, политиками и лекторами. Имена, разумеется, разглашать пока не могут. Для помощи пациентам есть всё необходимое, включая суперсовременный ЛОР-комбайн со стробоскопом, где можно посмотреть гортань и голосовой аппарат, а также оценить его функциональное состояние.

«Наши врачи учились у главных специалистов фониатрии в Московских НИИ уха, горла и речи и у главного логопатолога Европы. У нас отличная база, комплексный подход. Мы работаем с лицами голосо-речевых профессий (педагоги, вокалисты, воспитатели детских садов, депутаты) и с людьми, которые столкнулись с онкологией и заболеваниями гортани. Да, мы можем научить говорить человека, которому удалили гортань. Голос — это не просто инструмент, который нужен всем, это бесценный дар! Поэтому важно всегда обращать внимание на изменения голоса, першения, осиплости и регулярно проходить профилактические осмотры», — подытоживает Тансылу Бичурина.