В Историческом музее Южного Урала с 1 по 7 ноября состоялся «Дебаркадер-2021». На этот раз фестиваль современного искусства решили провести в новом формате, отказавшись от поэтических вечеров и театральных постановок. Одним из главных направлений феста, кроме танцевальной программы, стало искусство тату.

«Большинство людей, которые идут в тату-индустрию, не понимают одну вещь. Есть миф, что это хорошая профессия, там много денег и вы там нужны. Первые две части — это правда: татуировщик действительно отличная профессия, они зарабатывают много. Но вот вы там уже не нужны. Там уже никто не нужен: рынок переполнен», — рассказывает тату-мастер из Санкт-Петербурга Константин Тайл.

Холл МВЦ Исторического музея 6 ноября в 18:00 почти пуст. Все зрители забились в лекционный зал и слушают петербургского тату-мастера Константина Тайла, который известен как Злой Татуировщик и автор паблика «Околотату». Сидячих мест не хватает — люди стоят в проходах. Как объясняют мне организаторы, на лекцию пришли начинающие (или уже нет) челябинские тату-мастера. В их кругах Константин Тайл — личность известная.

Константин Тайл — директор тату-студии из Санкт-Петербурга и автор паблика «Околотату»

Пока продолжается лекция, иду в холл. На стенах несколько стендов об истории тату — все-таки выставка называется «Тату. История и современность». Правда, изображений старинных наколок мало, массив текста в основном. 


Большую часть экспозиции занимают стенды с тату от челябинских мастеров с номерами телефонов. Видимо, в качестве ненавязчивой рекламы.

Сапожник без сапог, тату-мастер без тату

Среди гостей много людей с тату. У них «забиты» рукава, рисунки выглядывают из-под воротника на шее, у кого-то на костяшках пальцев. На этом фоне особенно заметен главный организатор тату-направления «Дебаркадер» — челябинский мастер Ефим Коваленко, основатель челябинского тату-салона Feel Art. То, что именно этот тату-салон приложил руку к созданию мероприятия, понятно сразу: логотип на всех бейджах организаторов. Сам Ефим больше десять лет в профессии, но на нем нет ни одной татуировки.

«Первые тату я начал делать в 14 лет. Самодельной машинкой, струной, как положено. А тату у меня в принципе было. На пальце подростком я набил смайлик, но он стерся, осталась точка. Больше у меня нет тату по двум причинам. Первая — не знаю, что я хочу. У меня большая насмотренность, но тело — ресурс ограниченный. Второе: тату — это дорого. Что-то поистине хорошее стоит много. Есть мастера в столице, у кого я хочу „забиться“, но пока их работа мне не по карману», — объясняет Ефим Коваленко.

Тату-мастер Ефим Коваленко около 10 лет в профессии, но у него тату нет

Печатаем QR-код на руке

На «Дебаркадере» всем бесплатно предлагают делать печатный тату-трансфер: грубо говоря, временную переводку. Тату-трансфер нужен для того, чтобы понять, как эскиз будет смотреться на теле. Если все в порядке, мастер рисует поверх. Этот этап мы пропустим и просим напечатать мне на руке мой QR-код.

Тату-трансфером занимаются ребята из Екатеринбурга во главе с Анатолием Салтыковым.

«Наша компания производит чернила для струйного принтера, которые подходят для трансфера. Раньше эскиз наносили на кожу вручную, это занимало по два часа. Сейчас это можно сделать в десятки раз быстрее», — рассказывает Анатолий Салтыков.

Тату-трансфер делается за считаные минуты. Рисунок печатают на бумаге с помощью струйного принтера. Руку протирают спиртом и специальным кремом, а потом поверх накладывают эскиз. И вуаля — QR-код на руке готов. Мы проверили: он читается. Правда, из-за небольшого изгиба сканер долго его узнает. Возможно, лучше «забивать» QR-код на более ровной поверхности, на лбу например.

QR-код на руке с перебоями, но работает

Нанести эскиз на кожу можно и по-другому: методом фрихенд. Марго Боженова — мастер из салона Feel Art, рисует желающим сразу на руке, импровизируя, а не срисовывая с картинки. Рисует специальными трансферными маркерами, которые сотрутся за пару дней. По ее словам, плюс такого подхода в том, что мастер сразу учитывает анатомию тела, скрывает недостатки и подчеркивает достоинства. Но для этой техники нужен большой опыт, а Марго все-таки занимается тату около года. Так что фрихенд для нее — больше экспериментальная техника, реальные тату она рисует с заранее отработанных эскизов.

Сам себе художник

За соседним столом сидит девушка и медленно выводит линию тату-машинкой на силиконовом коврике, который имитирует человеческую кожу. Девушка держит машинку первый раз в жизни, за ее работой внимательно следит мастер.

«Тату-машинку надо держать под углом 90 градусов. Прежде чем наносить краску на коврик, смажь это место вазелином. Он нужен, чтобы легче стереть остатки краски. Теперь медленно веди линию. Постарайся сделать ее максимально ровной», — руководит мастер.

Машинка вибрирует в руках, и за счет этого нарисовать ровную линию не так просто. Нужна твердая рука. «Почти как у хирурга», — шутят стоящие рядом.

«Аню мы „забиваем“ уже шесть лет»

В полумраке на подиумах, словно экспонаты, стоят обнаженные парни и девушки. Это «Выставка живых работ. Тату». Парни с голым торсом демонстрируют тату на руках и груди, девушки без стыда показывают рисунки на бедрах и спинах.

Но больше всего привлекает внимание модель Анна Гузыченко, которая почти полностью облачена в костюм из наколок.

Рисунками у модели покрыто порядка 70 процентов тела: ноги, руки, спина, часть груди и даже подмышки. Чтобы показать весь костюм, модель позирует обнаженной. Голую грудь модель прикрывает ладонями. Из одежды на ней лишь шорты и медицинская маска.

«Анне 38 лет, она мама двоих детей, у нее четыре собаки. Над ее тату работали три мастера. Я, например, делала часть спины, руки, рисовала на груди. Чтобы сделать такую большую площадь, требуется очень много времени, не меньше 50 часов работы. Аню мы „забиваем“ уже шесть лет. Старались сделать так, чтобы рисунок выглядел как единое целое, единый костюм. Стоит это… дешевле, чем купить машину. Наверное, тысяч 300. Зато, в отличие от автомобиля, тату навсегда», — рассказывает один из мастеров Анны Лектория Дементьева.

Тату-тема на «Дебаркадере» получилась неожиданно свежей и яркой. Перформанс, дефиле полуобнаженных моделей, мастер-классы, лекции — почему бы и нет. Правда, мероприятие оказалось больше похоже не на фестиваль современного искусства, а на большую пиар-акцию тату-салона организаторов. Его логотип мелькал чаще, чем логотип «Дебаркадера»: на бейджиках организаторов, визитках и в конвертах, которые выдавали гостям в качестве подарков. Плюс телефоны мастеров. В принципе, на это даже можно закрыть глаза, но все-таки «Дебаркадер» — не про рекламу.

«Удалять тату в салоне — все равно что кодировать от алкоголя в баре»

На «Дебаркадер» вместе с татуировщиками позвали и их «антипода» — мастера по лазерному удалению тату Леонида Илинзера. Он удаляет тюремные наколки, партаки, а порой и хорошие тату, которые по разным причинам разонравились владельцам. Как уверяет Леонид, удалять рисунки в разы сложнее, чем рисовать их.

«Приходит очень много интеллигентнейших людей, которые просят удалить старые тату, сделанные в тюрьмах 30—40 лет назад. Они удаляются достаточно просто, за пару сеансов. Другое дело — современные тату из хорошей, качественной краски, с ними ситуация сложнее. А приходят удалять и молодые люди. Например, была девушка, которая просила убрать бабочку с поясницы. Кто-то ей сказал, что это знак путаны, вот она и решила попрощаться с рисунком», — рассказывает Леонид Илинзер.

На вопрос, почему тату в последние годы вошло в моду и даже стало частью современного искусства, Злой Татуировщик из Петербурга Константин Тайл ответил так:

«Я не могу сказать, что сейчас началась новая мода на тату. На мой взгляд, мода была и раньше. Года три назад 80-летний отец моего друга пришел и сказал: „О, снова все татуировки делают“. Они были популярны полвека назад, но что-то им мешало укорениться. Сейчас появилась информационная проницаемость в виде соцсетей, появилось доступное оборудование, тату доросло до полноценной культуры. Все увидели интересные картинки в интернете — и такие: о, прикольно. Это привело к формированию индустрии».