Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований почти 30 лет помогает обеспечивать качество дорожной сети Челябинской области. В марте 2025 года организация переехала в новое современное здание, где впервые объединились все структурные подразделения организации. Здание построили при поддержке Миндора и губернатора Челябинской области Алексея Текслера.
Директор центра Елена Гончаренко рассказала корреспонденту ИА «Первое областное» о работе организации в новых условиях.

Проверят все составляющие асфальта
Одно из подразделений центра — испытательная лаборатория. Там проверяют все дорожно-строительные материалы, применяемые в дорожном строительстве. За 2025 год через лабораторию прошло около 2000 проб.
С переездом в новое здание решилась проблема «узких мест», когда для работы просто-напросто не хватало пространства и приходилось ждать, пока закончится один процесс, чтобы начать другой. Теперь можно одновременно испытывать разные материалы. Это ускоряет работу в разы.

Контроль битума в лаборатории представляет собой комплексный анализ с оценкой материала по каждому показателю, поясняет руководитель испытательной лаборатории Сергей Исаков. Битумы, которым предстоит стать надежной матрицей асфальтобетона на региональных дорогах, нагревают, охлаждают, прокалывают иглой, тянут, старят… Специалисты определяют, сможет ли материал эффективно служить в уральском климате.
В отделе испытания инертных материалов «экзамен сдают» щебень и песок. Их истирают, дробят, пропускают через сита, замораживают. С начала строительного сезона — с апреля по ноябрь — в лаборатории кипит работа. В одном из помещений использована звукоизоляция, работники надевают защитные наушники — настолько оглушительно здесь все гремит и грохочет.

«Материал проверяется на этапе завоза. Подрядчик начинает возить с щебеночного карьера материал на объект, обращается к нам, мы его проверяем», — поясняет Елена Гончаренко.
Важный этап — согласование состава асфальтобетонной смеси. Это своего рода «рецепт», который подрядчик должен соблюдать. В лаборатории готовят контрольные образцы по предоставленным рецептурам, испытывают их и сравнивают результаты с заявленными в составе показателями.

«Если у нас все совпадает, то мы состав согласовываем», — пояснили в центре.
Для анализа состава образцов асфальтобетонных смесей используется асфальтоанализатор, который с помощью растворителя отделяет битум от минеральных компонентов, позволяя точно определить их содержание.
Для каждого этапа предусмотрено отдельное оборудование. Оно постоянно проходит поверку на соответствие техническим требованиям. В ряду приборов, например, есть климатическая камера, имитирующая экстремальные температуры. Одна из испытательных установок оснащена колесами, которые имитируют движение транспорта под нагрузкой. Там проверяется, насколько образец подвержен образованию колеи.

Более 1000 выездов на дороги
Отдел технического контроля занимается отбором проб непосредственно со строящихся и ремонтируемых дорог. Специалисты выезжают на объекты и отбирают материалы, которые затем испытываются в лаборатории: асфальтобетонные смеси, вырубки из покрытий, щебень, песок и другие дорожно-строительные материалы.

За дорожно-строительный сезон сотрудники отдела совершают более 1000 выездов на региональные и муниципальные дороги. Для этого центр использует специально оборудованные автомобили — грузопассажирские «Газели» и «Форды». Грузовой отсек в них разделен на секции с креплениями для инструментов и ящиков для проб материалов, чтобы все было надежно зафиксировано во время движения.
Основная задача отдела — обеспечить доставку в лабораторию репрезентативных образцов для независимого контроля качества материалов и работ, выполняемых подрядчиками.
Цифровое сердце транспортного и дорожного комплекса региона
Особое место в работе центра занимает отдел мониторинга автомобильных дорог. С 2023 года здесь реализуется масштабный проект по созданию интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Челябинской области. Как пояснил ответственный за направление ИТС Антон Зиновьев, система представляет собой единое цифровое окно, объединяющее всю доступную дорожно-транспортную инфраструктуру региона.

Центральными элементами ИТС Челябинской области стали светофоры на региональных дорогах, детекторы транспортных потоков, автоматические метеостанции, контроль и мониторинг дорожной техники. Все эти компоненты интегрированы в единую цифровую экосистему, обеспечивая непрерывный сбор данных о текущей дорожной обстановке, погодных условиях и работе дорожной техники. Это позволяет не только оперативно реагировать на изменения, но и формировать объективную основу для принятия управленческих решений в режиме реального времени.
«Это светофорные объекты, камеры видеонаблюдения, метеостанции, дорожная техника. Каждому элементу инфраструктуры соответствует свой программный продукт для управления, мониторинга и контроля», — отмечает Антон Зиновьев.

Система объединяет около 700 единиц дорожной техники, задействованной в содержании региональных дорог Челябинской области. Подрядчики ведут полный документооборот в платформе ИТС региона — от назначения техники на выполнение работ до приемки выполненных работ. Это позволяет в режиме реального времени отслеживать как уже выполненные, так и запланированные задачи, формируя прозрачную и объективную картину дорожного хозяйства.
Важнейший компонент ИТС — автоматизированная система управления светофорами.
«Мы можем оптимизировать работу светофорного объекта за счет изменения времени сигнализации фаз зеленого, красного. Это так называемые планы координации», — объясняет Антон Зиновьев.
В этом году на дорогах Челябинской области установили 13 новых пунктов учета интенсивности дорожного движения. Их разместили на важнейших искусственных сооружениях области, включая путепроводы на объездной дороге Челябинска, в районе Полетаево, Дубровки, Вахрушево, а также в Варне, Карталах, Бредах и Магнитогорске, сообщил заместитель директора Иван Телятник.

Видеодетекторы, в отличие от «штрафных» камер, анализируют интенсивность, скорость, плотность потока и задержки транспортных средств. Они создают оперативную картину транспортной ситуации, которая позволяет принимать управленческие решения по оптимизации дорожного движения.
«В следующем году планируется дальнейшее развитие в данном направлении. Выберем наиболее значимые искусственные сооружения, где будут установлены детекторы», — поделился планами заместитель директора.
К платформе ИТС Челябинской области проявили интерес представители ряда профильных ведомств. Например, видеоданные с камер используются для анализа обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и помощи в оперативно-разыскных мероприятиях.
Метеостанции, подключенные к системе, передают данные об осадках и дорожных условиях. Информация с них используется не только дорожными службами, но и МЧС для системы оповещения.
Информация, обрабатываемая с метеостанций, детекторов транспорта, о состоянии дорог может применяться при принятии решений по модернизации отдельных участков автомобильных дорог — в частности, при реконструкции пересечений.
Полученные данные — основа для стратегических решений по развитию дорожной сети.

В платформе ИТС Челябинской области обеспечивается сбор и обработка информации об автомобильных дорогах, так называемый цифровой двойник. Здесь собрана информация о размещаемых объектах на автомобильных дорогах, начиная от элементов обустройства, дорожной разметки, заканчивая искусственными сооружениями.
Однако рост задач и подключение новых пользователей создают высокую нагрузку на подразделение. В отделе мониторинга сегодня фактически совмещены функции двух направлений: традиционного мониторинга дорог и эксплуатации сложной ИТ-инфраструктуры, включая серверное оборудование и информационную безопасность. Для устойчивого развития этого высокотехнологичного направления назрела необходимость выделить подразделение ИТС и информационной безопасности в отдельные структуры с соответствующим кадровым обеспечением.
В Челябинск приедут специалисты из других регионов
Таким образом, деятельность центра охватывает контроль всего жизненного цикла дороги — от проверки сырья до мониторинга состояния покрытия и дорожной ситуации. Объединение всех структурных подразделений организации в современном здании позволило выйти на новый уровень эффективности и в разы ускорить работу.

Центр продолжает развитие. В конце апреля следующего года на площадке Южно-Уральского центра дорожных испытаний и исследований планируют провести всероссийский семинар по повышению качества дорожных покрытий «Современные дорожно-строительные материалы. Основные принципы обеспечения долговечности асфальтобетонов». Учеба соберет специалистов со всей страны.
Это позволяет говорить о системном шаге к созданию более долговечных, безопасных и умных дорог Челябинской области.