7 сентября 1945 года у Бранденбургских ворот в Берлине состоялся парад Победы союзных войск во Второй мировой войне. Среди боевых машин по столице поверженной Германии прошли танки ИС-3, выпущенные Челябинским Кировским заводом. ИА «Первое областное» рассказывает очередной малоизвестный факт о Великой Отечественной войне в рамках нашего проекта к 80-летию Победы. Материал подготовлен при поддержке пресс-службы ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Провести парад союзников в Берлине предложил маршал Георгий Жуков, командовавший Группой советских оккупационных войск в Германии. Идею одобрили на совместном заседании Союзной комендатуры 30 августа 1945 года. Жуков принимал парад от Советского Союза.
Парадный марш войск возглавил советский сводный полк 248-й стрелковой дивизии, штурмовавшей Берлин. Затем прошли военные союзников и их техника. 52 советских танка ИС-3 71-го гвардейского полка тяжелых танков завершали парад. Наши боевые машины произвели большое впечатление на союзников из США, Англии и Франции. Позднее американский военный журнал назвал ИС-3 «выдающимся» и «одним из наиболее мощных в мире».
Интересна история появления этой машины. В 1944 году конструкторы Челябинского Кировского завода, изучив опыт боевого применения наших ИС-2 и новых танков противника, пришли к мнению, каким должен стать танк будущего. Военные требовали повысить надежность трансмиссии — коробки передач и главного фрикциона. Нужно было еще и усилить броневую защиту ИС-2. Решение этого вопроса произошло неожиданным способом.

Заместитель главного конструктора Михаил Балжи в августе 1944-го впервые за годы войны получил десятидневный отпуск. Он мог провести эти дни на летних дачах, специально построенных у деревни Шершни для особо нуждавшихся в отдыхе рабочих и инженеров завода. Отоспавшись, Балжи вернулся к мыслям о том, каким надо сделать новый танк. Обтекаемая форма мыльницы подсказала конструктору форму башни будущей боевой машины. Уединившись в лесу или дачной читальне, он рисовал эскизы, делал предварительные расчеты. Не отдохнув все 10 дней, вернулся на завод обсудить проект с главным конструктором Николаем Духовым.
Обтекаемая башня напоминала приплюснутый холм и имела необычную сферическую форму с переменной толщиной стенок. Ее широкая юбка закрывала погоны (опоры башни), делая их недоступными для снарядов противника. Броня будущего ИС-3 должна была в 2,5—3 раза повысить противоснарядную стойкость машины. В конструкторском бюро опытного завода под руководством Жозефа Котина предложили для своего варианта тяжелого танка оригинальную форму лобовой части корпуса — «щучий нос». Но ее использовали для машины от Духова. В итоге в ИС-3 совместили наработки двух вариантов.
Испытания начались в ноябре. ИС-3 одобрило Верховное главнокомандование. 29 марта 1945 года Иосиф Сталин подписал постановление о принятии на вооружение нового танка. Серийное производство началось в апреле. До конца победного года выпустили 1705 машин. Всего было построено 2305 танков ИС-3.
В 1945 году Николаю Духову за заслуги в создании новых тяжелых танков присвоили внеочередное звание инженер-генерал-майора, наградили орденом Суворова, а вскоре он получил и звание Героя Социалистического Труда. В 1946-м он, Михаил Балжи и три инженера получили государственные награды за проектирование ИС-3.

Челябинский танк на Родине впервые показали на военном параде 1 мая 1946 года в Москве. В боях ИС-3 участвовал только с 1956 года. А вот его предшественник ИС-2 стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне. Танк разработали в конструкторском бюро опытного завода № 100. 4 сентября 1943 года Государственный комитет обороны СССР принял решение о серийном производстве этих машин на Челябинском Кировском заводе. В ночь на 31 октября выпуск ИС-2 начался досрочно. Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные вооружение и броню. Тяжелый танк ИС-2 был основным для Красной армии в 1943—1945 годах и одним из сильнейших и самых массовых во время Второй мировой войны. Отличился в штурмах городов Восточной Пруссии и Берлина. Серийно танки выпускали с декабря 1943 по 1945 год. Всего произвели 3385 боевых машин, а 10 изготовили в Ленинграде в восстановленных цехах Ленинградского Кировского завода.

Первую версию ИС (Иосиф Сталин) создали весной — летом 1942 года. Постановление ГКО было выпущено 24 февраля. Челябинскому Кировскому заводу и опытному заводу поручалось изготовить и предъявить на государственные испытания новые танки. Они должны были иметь усиленное бронирование при меньшем по сравнению с КВ весом, большие огневую мощь и маневренность, увеличенную скорость движения и проходимость, улучшенную управляемость.
ИС — прямой наследник тяжелых танков КВ (Клим Ворошилов). Причем выпуск начали еще до Великой Отечественной войны, в 1940-м. Использовали чертежи Ленинградского завода, позже эвакуированного в Челябинск. Работа над танком шла масштабная, конструкторы разрабатывали собственные схемы. Сборка первого челябинского танка КВ была произведена 31 декабря 1940 года на небольшой площадке юго-восточной части механосборочного цеха ЧТЗ. 22 октября 1941-го фронту дали первые КВ, собранные в основном из ленинградских комплектующих.

Боевые машины участвовали в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого вступили в бои за Москву. В 1941-м челябинский КВ превосходил любой германский танк почти по всем параметрам, за исключением надежности. На ЧТЗ тогда оперативно придумали способ улучшить характеристики тралов. До конца 1941 года в Челябинске выпустили 511 танков, а всего — 3634 боевые машины различных модификаций.