Эйдетика, мнемотехника, скорочтение, ментальная арифметика – развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в России сегодня имеет много направлений и форм. В Санкт Петербурге для дошколят работают курсы всесторонней подготовки к школе, а также творческие развивающие курсы. Для учеников начальной школы – вспомогательное предметное обучение математике, грамматике, курсы развития памяти, логики, творческих задатков.
Большой интерес родители проявляют к детским центрам, развивающим интеллект, умственный потенциал. Познакомимся с самыми популярными из них.
Развивающие курсы для детей в России. Наиболее актуальные методики обучения дошкольников и школьников
Методы обучения, практикуемые в государственных детских садах и школах, уже давно не актуальны. Да, постепенно вводятся в программу курсы иностранных языков и творческие занятия, но принципы обучения остаются прежними – не современными и потому неэффективными. Это главная причина, почему родители пользуются услугами развивающих детских центров и на этапе дошкольной подготовки, и уже в процессе школьного обучения.
Требования к развивающим курсам для детей, если обобщить, примерно такие:
- удобный график занятий;
- важна не квалификация учителя, а его способность заинтересовать, мотивировать и научить каждого ученика;
- долгосрочные, а не показательные результаты;
- использование передовых методик и технологий обучения детей.
Причем родители сейчас все чаще отдают предпочтение таким развивающим курсам, где детям не преподают знания, а развивают определенные интеллектуальные способности и навыки. В числе таких «развивалок»:
- курсы мнемотехники (уникальной техники запоминания информации);
- школа скорочтения (способности читать со скоростью несколько страниц в минуту);
- школа ментальной арифметики (навыков быстрого счета в уме).
Познакомимся с принципами обучения малышей в соответствии с этими программами.
Развивающие курсы для детей в России – обучение навыкам эффективного запоминания
Речь идет даже не о самой памяти. Детская память достаточно эффективна сама по себе. Мнемотехника позволяет запоминать знания, не заучивая их, а путем визуализации и создания ассоциаций, так называемых крючков. Второй уровень – это систематизация файлов памяти методом создания для них импровизированного архива, дома в детском воображении. Такая методика обучения интересна и эффективна, когда речь идет о:
- внимания, памяти и концентрации;
- образном и пространственном мышлении;
- воображении и визуализации.
Благодаря мнемотехнике, легче воспринимать и запоминать информацию. С ее помощью в памяти крепко закрепляются даты, формулы, имена и события. Пользуясь такой техникой развития, дети развивают правое и левое полушария. Однако для детей ассоциативное запоминание создает определенные сложности. Они связаны с особенностями развития мышления, особенно у дошкольников и младших школьников. В большей степени они пользуются наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, а логика и абстрактное мышление недостаточно развиты, чтобы эффективно систематизировать знания. В старшем школьном возрасте обучение мнемотехнике принесет гораздо больше пользы.
Скорочтение – надо ли включать эту методику в дошкольное развитие ребенка?
Уроки скорочтения – не единственные развивающие курсы для детей в России, которые создают вокруг себя много споров. С одной стороны способность бегло читать позволяет:
- экономить время при изучении объемных произведений или учебных материалов;
- убрать помехи для восприятия в виде мысленного произнесения слов;
- брать из текста только самые важные сведения;
- развивать высокую концентрацию внимания;
увеличивать границы зрительного внимания (обычно в поле зрения человека попадает не более 7 деталей, слов, а скорочтение расширяет эти границы до нескольких строк, абзацев или даже страницы).
Но скорочтение имеет не только плюсы, но и минусы. Педагоги против того, чтобы дети с раннего возраста учились быстрому (фрагментарному) чтению. И они приводят веские аргументы:
- Слова в тексте воспринимаются вербально, то есть в виде определенного набора букв. Именно в таком виде они и отпечатываются в детской памяти. Но если в книге произошла опечатка, ученик не делает анализ и запоминает слово с ошибкой, которую потом будет повторять на письме.
- Скорочтение позволяет уловить только «скелет» произведения. Глубокие размышления автора, его стиль, тонкое описание образов, переживаний каждого героя, остроумные диалоги, используемые сравнения и различные обороты речи читатель не видит. Соответственно ребенок не может почерпнуть для себя литературный опыт, развивать лингвистические способности, расширять словарный запас.
При таком способе чтения у школьника вряд ли проснется любовь к чтению. Ученые рекомендуют не использовать скорочтение в обучении младших учеников и особенно дошкольников, а позволить им самим принять решение о пользе такого навыка, когда они уже станут взрослыми.
Современный центр развития ребенка в Санкт-Петербурге – школа ментальной арифметики Соробан®
Способность быстро читать, легко запоминать информацию – это результат правильного развития интеллектуальных, мыслительных способностей ребенка. Он раскрывается в возрасте 5-11 лет при условии планомерной, интенсивной тренировки мозга (каждого полушария).
Школа устного счета Соробан® в Санкт-Петербурге, известная во всей России, использует методику, которая обеспечивает комплексное развитие интеллекта:
- развитие каждого полушария и соответствующих им умственных способностей;
- развитие зрительной, слуховой и других видов памяти (в том числе долгосрочной и образной);
- тренировка концентрации, навыков быстрой обработки и усвоения информации;
- развитие самостоятельного мышления.
Узнать подробнее о происхождении японской методики усовершенствованной ментальной арифметики от Школы Соробан вы можете на официальном сайте школы.
Уроки ментальной арифметики используют и как дошкольное развитие ребенка, и как вспомогательные курсы всестороннего развития младших школьников. Они повышают продуктивность работы мозга, раскрывая способности к математике и языкам, музыке и творчеству, быстрому чтению и скоростному устному счету. Но самое важное, что в будущем эти способности дают ученикам возможность успешно реализовать себя в жизни.
Запишитесь на занимательные развивающие курсы для вашего ребенка в Санкт-Петербурге.