Маркировка табака была запущена в январе 2018 года в качестве экспериментального проекта. В нём приняли участие все крупные производители табачных изделий, ритейлеры, дистрибьюторы, разработчики программного обеспечения и кассового оборудования. В рамках проекта разрабатывались оптимально комфортные условия для всех участников товарооборота табачной продукции, выявлялись ошибки и составлялись рекомендации по гибкому внедрению и подключению к маркировке табака.

Маркировка табака — составляющая часть масштабного всероссийского нововведения, которое к 2024 году охватит все группы товаров. Это позволит сделать рынок табака прозрачным, получить законные налоги в государственную казну, а предпринимателям вести честный бизнес. Все участники рынка должны зарегистрироваться в системе маркировки табака (произвести регистрацию можно в Мультикас или самостоятельно на сайте «Честный Знак»), подготовить технику, систему документооборота и программное обеспечение.

Этапы подключения к маркировке табака

Чтобы введение маркировки табака не ударило по крупному, среднему и малому бизнесу, её разделили на несколько этапов:

  1. 01.03.2019 — стартовала обязательная регистрация всех участников товарооборота маркированных сигарет в «Честном ЗНАКе»;
  2. 01.07.2019 — прекращается выпуск немаркированных табачных изделий, все новые пачки должны оснащаться DataMatrix;
  3. 01.07.2020 — прекращается производство, транспортировка, торговля табаком без маркировки. Отгрузка и приём товара осуществляется только по специальным электронным документам.

Приближается завершающий этап по маркировке табака, поэтому всем, кто ещё не приобрёл оборудование, пора обзавестись соответствующей техникой.

Оборудование для маркировки сигарет и их реализации

Всем, кто участвует в производстве, транспортировке и продаже табака, предстоит перенастроить уже имеющееся оборудование или приобрести новое, соответствующее требованиям законодательства. Также необходимо обеспечить технику ПО, которое позволит работать с маркировкой.

Для компаний, занимающихся изготовлением табачных изделий, понадобится:

  • принтер для печати этикеток промышленного типа — такой агрегат способен работать круглосуточно и выдавать большое число ярлыков;
  • подключиться к системе электронного документооборота, а также определиться с абонплатой, которая зависит от объёмов выпускаемой продукции;
  • генератор криптографических знаков, выданных после регистрации в ЦРПТ, а проще говоря — регистратор эмиссии.

Оптовикам в скором времени будут необходимы:

  • ТСД с возможностью считывания двухмерных кодов;
  • наличие цифровой подписи для приёма и отгрузки товара по УПД;
  • личный кабинет в системе цифрового документооборота, который выдаётся после регистрации.

Розничным торговым точкам для торговли сигаретами, папиросами и другими изделиями с содержанием табака в соответствии с нововведениями, обязательно нужно иметь:

  • сканер штрих-кода для считывания маркировки;
  • кассовый аппарат, поддерживающий работу с двумерными кодами;
  • интеграция в систему электронного документооборота.

После 1 июля 2020 года на любом этапе логистической цепочки требуется работа исключительно с маркированной табачной продукцией. Иначе она будет признана контрафактной, а нарушителя ожидают штрафные санкции в установленном законом размере.

Что нужно для регистрации в системе маркировки сигарет

Для того, чтобы реализовать табак по новым правилам, рознице необходимо стать участником системы маркирования. Представляем краткую пошаговую инструкцию:

  • подать заявку на регистрацию в ИС МОТП в «Честном ЗНАКе», посетив официальный сайт службы;
  • если нет УКЭП — оформить, так как без неё не получится работать с электронными документами. Стоит учесть, что понадобится установка специальной утилиты в браузер для работы с криптографическим ключом;
  • оформить аккаунт на сайте, получив личный кабинет пользователя;
  • изучить рекомендации Национальной системы маркировки табака по дальнейшей интеграции и подходящему оборудованию;
  • приобрести онлайн-кассу с поддержкой распознавания двухмерных кодов или модернизировать уже имеющуюся технику;
  • подключить сканер штрих-кодов;
  • подключиться к ЭДО;
  • заключить договор на маркировку с ОФД.

Как будет производиться торговля маркированным табаком? Изготовитель на производстве заказывает коды Дата Матрикс в системе и наносит их на каждую пачку сигарет. Оптовик принимает товар по УДО и засчитывает его на баланс своего предприятия. Далее оптовая компания развозит заказы по магазинам, где фиксируется факт сдачи-приёма продукции. Табак переходит в распоряжение торговой точки. При продаже сканируется двухмерный код, информация о транзакции проходит через онлайн-сервис и передаётся в ФНС. После этого штрих-код навсегда изымается из оборота, клиент получает чек с данными о купленной пачке сигарет. Также появилась возможность вместо бумажного носителя получить квитанцию в электронном виде.