Маркировка табака была запущена в январе 2018 года в качестве экспериментального проекта. В нём приняли участие все крупные производители табачных изделий, ритейлеры, дистрибьюторы, разработчики программного обеспечения и кассового оборудования. В рамках проекта разрабатывались оптимально комфортные условия для всех участников товарооборота табачной продукции, выявлялись ошибки и составлялись рекомендации по гибкому внедрению и подключению к маркировке табака.
Маркировка табака — составляющая часть масштабного всероссийского нововведения, которое к 2024 году охватит все группы товаров. Это позволит сделать рынок табака прозрачным, получить законные налоги в государственную казну, а предпринимателям вести честный бизнес. Все участники рынка должны зарегистрироваться в системе маркировки табака (произвести регистрацию можно в Мультикас или самостоятельно на сайте «Честный Знак»), подготовить технику, систему документооборота и программное обеспечение.
Этапы подключения к маркировке табака
Чтобы введение маркировки табака не ударило по крупному, среднему и малому бизнесу, её разделили на несколько этапов:
01.03.2019 — стартовала обязательная регистрация всех участников товарооборота маркированных сигарет в «Честном ЗНАКе»;01.07.2019 — прекращается выпуск немаркированных табачных изделий, все новые пачки должны оснащаться DataMatrix;01.07.2020 — прекращается производство, транспортировка, торговля табаком без маркировки. Отгрузка и приём товара осуществляется только по специальным электронным документам.
Приближается завершающий этап по маркировке табака, поэтому всем, кто ещё не приобрёл оборудование, пора обзавестись соответствующей техникой.
Оборудование для маркировки сигарет и их реализации
Всем, кто участвует в производстве, транспортировке и продаже табака, предстоит перенастроить уже имеющееся оборудование или приобрести новое, соответствующее требованиям законодательства. Также необходимо обеспечить технику ПО, которое позволит работать с маркировкой.
Для компаний, занимающихся изготовлением табачных изделий, понадобится:
- принтер для печати этикеток промышленного типа — такой агрегат способен работать круглосуточно и выдавать большое число ярлыков;
- подключиться к системе электронного документооборота, а также определиться с абонплатой, которая зависит от объёмов выпускаемой продукции;
- генератор криптографических знаков, выданных после регистрации в ЦРПТ, а проще говоря — регистратор эмиссии.
Оптовикам в скором времени будут необходимы:
- ТСД с возможностью считывания двухмерных кодов;
- наличие цифровой подписи для приёма и отгрузки товара по УПД;
- личный кабинет в системе цифрового документооборота, который выдаётся после регистрации.
Розничным торговым точкам для торговли сигаретами, папиросами и другими изделиями с содержанием табака в соответствии с нововведениями, обязательно нужно иметь:
- сканер
штрих-кода для считывания маркировки; - кассовый аппарат, поддерживающий работу с двумерными кодами;
- интеграция в систему электронного документооборота.
После 1 июля 2020 года на любом этапе логистической цепочки требуется работа исключительно с маркированной табачной продукцией. Иначе она будет признана контрафактной, а нарушителя ожидают штрафные санкции в установленном законом размере.
Что нужно для регистрации в системе маркировки сигарет
Для того, чтобы реализовать табак по новым правилам, рознице необходимо стать участником системы маркирования. Представляем краткую пошаговую инструкцию:
- подать заявку на регистрацию в ИС МОТП в «Честном ЗНАКе», посетив официальный сайт службы;
- если нет УКЭП — оформить, так как без неё не получится работать с электронными документами. Стоит учесть, что понадобится установка специальной утилиты в браузер для работы с криптографическим ключом;
- оформить аккаунт на сайте, получив личный кабинет пользователя;
- изучить рекомендации Национальной системы маркировки табака по дальнейшей интеграции и подходящему оборудованию;
- приобрести
онлайн-кассу с поддержкой распознавания двухмерных кодов или модернизировать уже имеющуюся технику; - подключить сканер
штрих-кодов ; - подключиться к ЭДО;
- заключить договор на маркировку с ОФД.
Как будет производиться торговля маркированным табаком? Изготовитель на производстве заказывает коды Дата Матрикс в системе и наносит их на каждую пачку сигарет. Оптовик принимает товар по УДО и засчитывает его на баланс своего предприятия. Далее оптовая компания развозит заказы по магазинам, где фиксируется факт