Обычно родителей ребенка, которому диагностировано расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ), волнует вопрос быстрого и эффективного метода лечения. Чаще всего врачам задают такие вопросы, как: «Что он должен делать? Занятия посещать? Какие лекарства принимать?». Или же вообще проявляют желание изменить поведение ребенка: «Сделайте что-то с ним и верните уже нормального». К большому сожалению, лекарств, которые бы за короткий период вылечили это расстройство, не существует! Для того, чтобы достичь изменений, нужна кропотливая и настойчивая работа всей семьи, коллектива сада, учителей в школе. Эта работа должна основываться на понимании проблем ребенка, его особых потребностей.

К основным методам помощи детям с РДВГ и их семьям относятся: поведенческая терапия, методы налаживания отношений с ровесниками, медикаментозная терапия, советы для родителей на будущее, советы по личному восстановлению.

Техники, которые будут помогать управлять поведением гиперактивных детей, пригодны и для решения обычных поведенческих проблем другого происхождения. Принципы подходов помощи детям с РДВГ базируются на понимании проблемы — выраженная недостаточность импульс-контроля. Следует помнить, что ребенок испытывает трудности с самостоятельным планированием деятельности, контролем своих действий и эмоций. Поэтому необходимо создать все условия для обеспечения контрольных факторов извне.

При работе с гиперактивными детьми следует соблюдать определенные условия, а именно:
  1. Быстрые и частые реакции. Действовать так быстро, чтобы быть участниками ситуации. Тогда легче управлять различными поведенческими проявлениями. Темп гиперактивного ребенка заставит двигаться быстрее.
  2. Значительные вознаграждения и поощрения, эффективные наказания. С помощью частой и разнообразной похвалы формируется положительная взаимосвязь с ребенком и улучшается его поведение. Наказание побуждает к уменьшению проявлений нежелательного поведения.
  3. Систематичность и последовательность. Методы и техники поведенческого руководства надо использовать постоянно (они должны стать навыком общения родителей). РДВГ не проходит, поэтому временные меры не решат проблемы.
Основные принципы помощи детям с РДВГ:
  • В начале работы с ребенком следует сделать акцент на положительных моментах.
  • К процессу должны быть привлечены оба родителя.
  • Родители должны наблюдать, присоединяться к игре ребенка, как можно чаще его хвалить различными способами.
  • Ожидайте маленькие результаты еженедельно.
С чего начинать лечение?

Очень важно осознать, что поведение ребенка не изменится до тех пор, пока не изменится поведение родителей. Поведенческое руководство начинается с того, что родители начинают менять свое поведение, а не менять ребенка!

Это значит, что мы привыкли реагировать на привычные вещи привычным образом: хвалим, если он сделает что-то чрезвычайное, наказываем, когда нам не нравится то, что ребенок делает. Например, дети точно знают, за что их могут наказать, и иногда прячутся, зная, что будут наказаны: разбил чашку, подрался с сестрой. Мы можем это назвать моделями поведения или сценариями общения. И вы, наверное, можете заметить, что на подобные ситуации вы реагируете похожими действиями. Часто эти образцы поведения остаются нам в наследство от наших родителей. Кого в семье часто хвалили, то, вероятно, он тоже будет хвалить своих детей. С другой стороны, можно вспомнить, когда мы в раннем детстве не одобряли поведение родителей и говорили себе, что никогда не сделаем такого со своими детьми. А между тем сами часто бессознательно повторяем действия своих родителей. И речь идет не о том, хорошо это или плохо. Суть в том, что мы показываем детям, как нужно действовать. Родители для детей являются важнейшими людьми, и именно родители демонстрируют своим детям те или иные модели поведения. Мы учим детей, просто живя с ними и подавая пример для наследования.

Если предоставить детям возможность придумать будущее, в котором они были бы взрослыми и имели бы своих детей, то можно увидеть себя со стороны. Они начали бы говорить так, как родители, с такими же паузами, ударениями, принимать такие же фразы. И это ни в коем случае не означает, что такая ситуация является крайне плохой. Нет. Просто некоторые моменты требуют коррекции. Для того, чтобы сформировать у ребенка доверие к новым изменениям, нужно начинать с позитива, ребенок должен увидеть, что-то, что вы делаете, является хорошим для него.

Начинать психологи предлагают с очень простого: вы наверняка балуетесь со своим ребенком в разные игры. Сделайте из этой забавы нечто особенное. Наблюдайте за своим ребенком, используя похвалу. Организатором этой игры мог бы быть ваш ребенок, и управлять ею, давать вам роли или задачи, просто пригласить вас принять участие должен именно он. Вы, со своей стороны, должны присоединиться и соблюдать правила. Конечно, если он предложит поиграть в игру «Кто больше тарелок побьет», такое предложение надо отклонить. Самое главное в этом — найти момент и похвалить ребенка за то хорошо выполненное действие или усилие, которое он прилагает. Попробуйте уделить этому столько же времени, сколько вы уделяли раньше. Просто 15−20 минут в день отведите на сознательное наблюдение за тем, как он будет реагировать на вашу похвалу. Проще использовать словесное одобрение: «молодец, ты уже такой взрослый, ты так много делаешь самостоятельно». Также многие дети любят объятия, поглаживания, поцелуи.

Начать внедрять изменения в отношения всегда трудно, даже если эти изменения кажутся маленькими и незначительными. Это первая задача является фундаментом дальнейшей работы. От того, насколько крепко он будет заложен, будет зависеть и результат. Позитив и поощрения должны перевесить критику и наказания. Еще одно, что вы можете сделать — это посмотреть на свой стиль воспитания глазами своего ребенка. Попробуйте представить себя на его месте и посмотреть на свою маму. С одной стороны — какая она, а с другой стороны — захотели бы вы что-то менять в ней. И с позиции своего ребенка оцените себя, являетесь ли вы доброй наставницей, внимательной, той, которая понимает, или еще надо работать над собой. Многие родители говорят, что они не являются хорошими наставниками, и еще больше расстраиваются, однако цель этой задачи — показать только направление изменений, а не обвинить родителей в плохом отцовстве или материнстве. Так же важно помнить, что вы должны делать это совместно с мужем/женой, ведь должны придерживаться единого стиля общения с ребенком. И старайтесь избегать наказаний. Если ребенок будет плохо себя вести, можете выйти, отвернуться, то есть следует реагировать на такие проявления спокойнее. Изменения будут постепенными, не стоит сразу ждать в корне отличного поведения.

Чаще всего такое начало вызывает у родителей недоумение. Сложно начинать работу с чего-то не очень конкретного (он плохо себя ведет, а мы должны уделять ему больше внимания и хвалить!?). Вероятно, многие думают, что такие методы не подействуют, и это будет непонятный результат. Однако родителям необходимо увидеть смысл в этих задачах и выполнить их, поскольку первый и самый важный шаг — это начать внедрять маленькие изменения. Процесс этот очень постепенный, чтобы ребенок мог адаптироваться. Эти изменения должны укореняться в модели поведения, стать привычкой, а это требует времени.

Обычно первым результатом самонаблюдений родителей является избежание неэффективных поведенческих образцов: ссоры, физического наказания и др. В результате эмоциональное самочувствие родителей улучшается, как и атмосфера дома. Сначала изменения являются маленькими, но весомыми. Научившись замечать маленькие результаты, можно достичь большего.

Когда вы просите ребенка что-то сделать:
  • четко формулируйте свое указание;
  • наклонитесь до уровню его роста и скажите, глядя ему в глаза;
  • давайте одно указание за раз;
  • попросите повторить указание;
  • определите время выполнения задания;
  • попросите начать выполнять это немедленно;
  • не забудьте устранить все лишние раздражители.
Как правильно обращаться к ребенку, если мы хотим, чтобы он что-то выполнял. Наверное, случались такие ситуации: когда вы просите что-то сделать или быть готовым через пять минут и слышите в ответ: «хорошо», но просьба повисает в воздухе. А потом — удивленные глаза, а в глазах вопрос: «Ты что-то говорила?». Есть определенные правила, как дать указание или выразить просьбу. Чтобы убедиться в том, что мы обращаемся правильно, следует помнить некоторые нюансы: нужно четко формулировать мысль, нужно выражать ее, глядя в глаза ребенку и наклонившись до уровню его роста, не давать много указаний одновременно. Стоит убедиться, что ваш ребенок внимательно слушает вас, переспросив его о том, что вы просили.

Еще один важный момент: когда вы просите что-то сделать, устраните все лишние раздражители, которые будут отвлекать внимание ребенка. Определите срок выполнения заданий — 3 или 5 минут и конкретно укажите, когда это будет. У детей с РДВГ нарушена способность планировать, поэтому мы должны им в этом помогать. Также стоит напомнить ребенку о вашей просьбе через некоторое время. Еще одно: вы можете сказать: «Ты понимаешь, что нужно сделать? Сделай это прямо сейчас, чтобы потом не забыл».

Если у вас дома есть дела, на этот случай тоже есть стратегия. Для достижения конкретных целей делите свое обращение на две части: 1) скажите, чем вы будете заняты; 2) скажите, что должен делать в это время ребенок. Помните, что ему надо найти интересное занятие и хвалить, пока он его выполняет. Заметными изменениями можно считать ощущение того, что вам, например, стало легче разговаривать по телефону, что некоторые указания вы даете автоматически, не задумываясь. Важно, чтобы все члены семьи придерживались этой тактики.

Принципы, методы и правила позитивного поведения

Поощрение, похвала позитивного поведения, положительный результат и еще много других синонимов означают вознаграждение. Каким образом поощрения могут влиять на поведение ребенка: испортят они его, или улучшат? Согласно поведенческим принципам, если ребенок хорошо вел себя или был послушным и выполнял просьбы, его следует наградить, чтобы в следующий раз он делал так же.

Вознаграждение может быть очень разным. Во взрослом возрасте поощрения являются другими: люди работают на работе и получают заработную плату — это то самое вознаграждение, которое регламентировано правилами и предписаниями. Иногда за усилия и инициативность дают премии. Насколько приятно получить признание своего труда и услышать от окружающих: «Молодец! Мы бы так не смогли», или просто положительные отзывы от авторитетных лиц. Улучшается настроение, хочется дальше выполнять то, за что наградили. Даже когда что-то не удается, и вы делаете много попыток, но кто-то отмечает ваши усилия — это значит, что ваши попытки не напрасны. Весь мир вовлечен в процесс поощрений и активного поиска новых форм отличия: конкурсы Лучший предприниматель, Студент года, Лучший хирург, премия Оскар за киноискусство, Песня года и т. д. Однако похвала может иметь немедленное действие (когда вы ожидаете результата от вознаграждения мгновенно: «сделай это и будешь иметь то, что хочешь») и отсроченное (когда мы формируем у ребенка убеждение, что результатом хорошего поведения может быть что-то приятное и важное, что произойдет в свое время). Формирование такого убеждения является важным для того, чтобы ребенок знал: для получения вознаграждения требуются значительные усилия.

Несмотря на это бытует мнение, что если постоянно хвалить ребенка, то это негативно повлияет на него. Эта мысль, вероятно, возникла из-за еще одного общепринятого убеждения: ребенок ведет себя хорошо — это нормально, а когда плохо — тогда следует принимать меры. Так, часто дети не получают того, что им принадлежит. Когда же речь идет о гиперактивных детях, то их поощрения должны формировать хорошее поведение. Стоит помнить, что им нужны более частые и более действенные поощрения. Механизм прост: хороший поступок (действие) вознаграждение (следствие). Эта формула должна выработать у ребенка осознание, что когда он ведет себя соответствующим образом, тогда получает поощрение. Если так делать последовательно и длительное время, это будет стимулировать ребенка к соблюдению определенных правил, договоренностей, будет способствовать послушному поведению. Действительно, есть определенные предостережения в применении поощрений, но если прибегать к ним для достижения определенных целей и основываясь на родительском чувстве своего ребенка, тогда все будет идти правильно.

Особенности общения:

Детям надо точно определить, какого именно поведения от них ждут: «В доме должно быть так тихо, чтобы мы не повышали голос во время разговора по телефону; драться нельзя». •
  • Общие фразы менее действенны и часто не до конца понятны детям.
  • Если дети играют в опасные игры (бросают камни, залезают на деревья), их деятельность иногда стоит не прекращать, а переориентировать (бросать мяч, лазить по шведской стенке и др.).
Система домашних вознаграждений — это обмен хорошего поведения на определенные баллы, которые могут быть переведены в конкретные выгоды для ребенка. То есть вы договариваетесь с ребенком, что если он не будет драться на улице (что составляет проблему), то имеет возможность получить, например, 5 баллов за день. А 5 баллов — это одна конфета, двадцать дополнительных минут игры на компьютере и др. Поведение, которое мы поощряем, может быть очень разнообразным: записанные домашние задания, отсутствие замечаний в дневнике за неудовлетворительное поведение или разговоры, своевременный приход домой, — любое то, с чем у ребенка есть трудности. Мы не поощряем ребенка просто за то, что он вежливо ведет себя, мы поощряем конкретные действия, которые должны иметь свое вознаграждение: большое усилие должно быть оценено должным образом, незначительные задачи имеют маленькие призы.

Вознаграждение может быть разным: начиная от простого доброго слова до вожделенных игрушек. Стоит помнить, что вознаграждением могут служить определенные привилегии: в субботу дольше смотреть телевизор, в воскресенье подольше поспать, пригласить друзей домой для совместной игры, посетить кинотеатр, цирк и др. Поощрением может быть что угодно приятное и важное для ребенка. Иногда это достаточно простые вещи, например, помощь в приготовлении пищи, работа с папиными инструментами, уход за растениями и т. д. Мы не сможем привлечь ребенка тем, что ему неинтересно. Часто мы думаем: «эта книга для него суперзначительна, или шоколад он получит после того, как …», тогда как из опыта знаем, что наш ребенок не любит шоколад, а книг у него достаточно. Следует сосредоточить внимание на поощрении двух-трех действий, чтобы быстрее достичь результата.

На практике это выглядит так. Вы можете сказать своему ребенку, что отныне поощрять его поведение будете еще больше с помощью специальной игры с жетонами. Скажите, что вы знаете, как ему трудно быть сосредоточенным, внимательным, выполнять указания и хотите ему в этом помочь. А игра будет заключаться в том, что вы будете присваивать баллы за определенное поведение, которое вы сами определите и обсудите с ним. Каждый пример такого поведения — это определенное количество баллов, а баллы это то, что он захочет как вознаграждение. Баллы можно собирать на что-то более серьезное и не использовать их сразу (например, дорогая игрушка — 100 баллов). Нужно заметить, что вам будет приятно присваивать эти баллы своему ребенку. Баллы вправе записывать только вы с мужем. А вид у них может быть на ваш вкус: фишки от игр или лото, которые вы составляете в банке или коробку, специальная таблица для баллов. Вместо баллов можно использовать наклейки с футболистами, со «смайликами», коровками, чем угодно, применяемые для ребенка и использовать их как баллы. Ваш «банк» должны находиться на видном месте: приклеить на холодильник, поставить возле рабочего стола ребенка, банка или коробка может стоять на столе, в тумбочке. Ребенок имеет право заглядывать в него, однако присваивать баллы могут только родители. Список наград можно составить всей семьей. Иногда дети путают величины: «за пять фишек вы мне купите игрушку, а за двадцать — мороженое». Здесь дети научатся соразмерности величины и стоимости вложенных усилий.

Очень важный момент. Дети могут потом не захотеть ничего делать без этих баллов. Надо заранее объяснить, что это — игра на время. Следует также договориться, что вы будете постепенно уменьшать материальные вознаграждения, поскольку сын будет взрослеть и уже сможет делать многое без договоренности, а вы сможете поощрять другие действия, более актуальные на тот период. Вы также можете прекратить игру, если увидите, что ребенок слишком ею занимается. Тогда объясните, что будет перерыв. Можно конечно использовать деньги в качестве поощрения, в этом нет ничего плохого, однако лучше все-таки эквивалент: большинство поощрений одинаково требуют финансовых затрат, поэтому вы можете приравнять стоимость балла до определенной заработанной суммы. Можно также использовать копейки для обозначения баллов. Иногда можно давать сыну деньги за хорошее поведение. Главным здесь является отношение к деньгам в вашей семье. Ребенок может зарабатывать на себя, однако это не должно превратиться в заработок, границу которого вы устанавливаете сами.

Некоторые дети хотят дорогие игрушки или какую-нибудь технику, что может стоить достаточно дорого и с этим придется работать длительное время. Идея заключается в том, что ребенок будет стараться вести себя лучше и получать за это поощрение, то есть будет формироваться положительный вариант отношений, который должен остаться в семье и после применения системы вознаграждений. У некоторых родителей возникает странное ощущение, будто они идут в магазин покупать хорошее поведение своего ребенка. Такое ощущение у родителей возникает часто. Все зависит от того, как вы это подадите своему ребенку. Помните, что целью поведенческих программ является налаживание хороших отношений с ребенком. Вознаграждениями мы как бы говорим: «Мне нравится то, что ты делаешь. Делай так и дальше». Учитывая природу расстройства, это нужно делать часто и эффективными методами. Также следует постепенно уменьшать материальные вознаграждения и использовать поощрения социального характера (словесная похвала, беседы и т. д.).

Правила вознаграждений

Родителям следует начать правила, при соблюдении которых ребенок будет получать вознаграждение. Они должны быть четкими и однозначными. Стоит сформулировать то, что разрешается, поскольку часто правила воспринимают как систему запретов. Они должны многое позволять и одновременно ограничивать нежелательные проявления поведения. Эти нормы могут быть двусторонними — своего рода контракт, в котором одна сторона — родители обязуются выполнять свои обещания и следить за их выполнением, а другая — дети, обязуются соблюдать установленные правила. Сначала кажется, что это все трудно сформулировать, но стоит только подумать о том, что вызывает обеспокоенность в поведении ребенка и вредит ему и окружающим, и слова легко найдутся. Старайтесь формулировать правила положительно (например, «телевизор можно смотреть шестьдесят минут в день», вместо «нельзя смотреть телевизор больше часа»). Это важно, поскольку сама формулировка не ограничивает, а позволяет определенные вещи. Этот так называемый контракт должен быть написан и в торжественной обстановке подписан участниками договора — так создается атмосфера важности. Но не следует забывать о том, что все это делается для ребенка, поэтому пусть это будет веселым праздником.

Статью подготовил Вадим Иванов, скромный менеджер сайта it-will-help.com. Желаю вам и вашим деткам крепкого здоровья и всего самого светлого. Удачи!