Продолжается борьба государства с подделками и контроль над движением продукции и уплатой налогов. Маркировка товаров является одним из методов такой борьбы: она начала применяться к определённым группам товаров экспериментально с 2016 года.

С 1 декабря 2019 года этот список включает в себя:

  • фототехнику (кроме кинокамер);
  • парфюмерную продукцию;
  • шины и покрышки;
  • некоторые виды одежды (трикотажные, кожаные вещи и предметы верхней одежды);
  • постельное бельё, полотенца и скатерти.

Как же отразится на предпринимательстве эта мера?

Суть метода

Маркировка — это присвоение товару цифрового многозначного кода. Эта мера напрямую противодействует производству и обороту фальсифицированной продукции. Государство получает возможность отследить товар от цеха до магазина.

Покупателям становится доступна самостоятельная проверка легальности продукции с помощью мобильного приложения.

Ступени товарного движения становятся прозрачными:

  • Производство и сбыт. Данные передаются в Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ формирует информацию о местонахождении товара — от места производства или ввоза на границе до конечной точки продажи с онлайн-кассой;
  • Розничная торговля принимает поступившие партии товара. Через личный кабинет ЦРПТ в системе маркировки производится регистрация товара. Для операции требуется усиленная электронная подпись;
  • Ритейлер (розничный продавец) осуществляет продажу частным лицам. Передача данных оператору фискальных данных осуществляется в автоматическом режиме. Далее сведения передаются в ЦРПТ.

Идентифицируют товар цифровые коды. Они уникальны и защищены от подделки. Возможно только однократное их использование.

Поэтапное внедрение маркировки

Ежегодно правительство на федеральном уровне принимает решение о предстоящей маркировке какой-либо продукции. До производителей и импортёров доносится эта информация. Затем они совместно с Центром развития перспективных технологий проводят меры по присвоению каждой единице товара маркировочного кода. Система автоматически формирует кодовые наборы цифр и отправляет их на производство.

Пока маркировка добровольна, операция проводится бесплатно. При обязательности маркировки производители будут оплачивать коды, что неизбежно отразится на цене товарной продукции. Ведь все издержки будут заложены в её стоимость.

Ответственные исполнители

Официальный исполнитель программы маркировки товаров в РФ — компания «Оператор-ЦРПТ», которая является дочерней компанией Центра развития перспективных технологий. ЦРПТ отвечает за поддержку и внедрение национальной системы маркировки товаров «Честный знак».

ЦРПТ должен обеспечить всех участников программы маркировки специальными устройствами. С их помощью на местах получают цифровые коды с криптографической защитой. Медучреждения снабжаются регистраторами выбытия. Их функция — контролировать перемещение лекарственных препаратов.

Всего 3 года в нашей стране внедряется обязательная маркировка товаров. Масштабы её возрастают каждый год. И это совершенно оправданно. Некоторые производители и продавцы маркируют свою продукцию заранее, по собственной инициативе. Эта мера показала себя как эффективный способ борьбы как с уходом от налогов, так и с присутствием на рынке нелегальной продукции.