Развитие эры цифровых технологий не обошло стороной и банковскую систему. Многие финансовые организации стремятся перевести своих клиентов на удалённое обслуживание с использованием онлайн-сервисов. Главная цель применения таких сервисов — разгрузить отделения, увеличить охват клиентов банковскими продуктами, повысить их качество и оперативность предоставления, а также удешевить стоимость.
К главным показателям, характеризующим продвинутость банков в сфере информационных технологий, относятся:
- наличие интернет-банкинга для физ- и юрлиц;
- мобильное приложение, позволяющее воспользоваться банковскими услугами;
- доступность банковских услуг без посещения подразделения финансово-кредитного учреждения;
- возможность обращения при помощи дистанционных типов связи (контакт-центр, форма связи на сайте, возможность обмена письмами через интернет-банкинг);
- развитая сеть банкоматов и терминалов самообслуживания.
Именно доступность вышеперечисленных сервисов позволяет отнести банк к категории высокотехнологичных организаций, предоставляющих удобные онлайн-сервисы для своих клиентов.
Среди всех учреждений банковской системы Азербайджана, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана, России и Украины, по результатам исследования Markswebb за 2017 год, по эффективности мобильных приложений лидируют: Тинькофф Банк, Альфа-Банк и Почта Банк.
Среди этой тройки лидеров особняком стоит Тинькофф Банк. Эта организация не имеет собственной сети отделений и банкоматов, а все услуги для клиентов предоставляет удалённо, в онлайн-режиме. Взаимосвязь со своими клиентами организация осуществляет через сайт, который позволяет оформить любой банковский продукт, заполнив анкету с данными. Доставка карт в случае необходимости осуществляется менеджером банка по адресу клиента либо при помощи почтовой посылки.
Альфа-Банк — одно из наиболее крупных и технологически развитых финансово-кредитных учреждений Российской Федерации. Помимо широкой сети отделений, большого количества банкоматов и платёжных киосков, Альфа-Банк предлагает своим клиентам удобный онлайн-банкинг, с помощью которого можно получить доступ к основной массе продуктов финансовой организации. Дополнительно Альфа-Банк разработал приложение для пользователей социальных сетей «Онлайн платежи». Данная услуга позволяет провести платёж за какой-либо вид услуг, не покидая своей страницы в социальной сети.
Один из крупнейших банков Сбербанк также радует своим мобильным приложением, но находится пока на 5 месте в рейтинге. В последние годы Сбербанк России делает ставку на развитие удалённых сервисов обслуживания, а также их мобильные версии.
Удалённый банкинг — это полноценное банковское отделение в интернете, в котором доступны:
- Проверка актуального баланса по картам банка, а также выписка движения по счету за конкретный период.
- Простота контроля за оформленными кредитными продуктами банка.
- Возможность удалённого открытия депозитного вклада, проверки баланса по нему, размера начисленных процентов. Кроме того, веб-банкинг даёт возможность пополнения и расторжения вклада.
- Удалённый банкинг позволяет сделать перечисление внутри собственных счетов, а также на реквизиты другого человека (не важно, является он клиентом Сбербанка или нет).
- При помощи клиент-банка пополняются электронные кошельки и виртуальные карты для расчётов в интернете.
- Личный кабинет позволяет оплатить ежемесячные коммунальные платежи, оплатить предоставление услуг стационарной связи и интернета, провести погашение кредита, либо оплатить обучение в вузе, не выходя из дома.
- Используя данный сервис, держатель карты может пополнить счет по номеру мобильного телефона любого оператора, произвести валютообменные операции и многое другое.
Кроме того, Сбербанк предпринимает активные действия для охвата сегмента клиентов — владельцев мобильных устройств. Выпущенное приложение «Мобильный банк Сбербанка» позволяет получить доступ к услугам банка прямо со своего смартфона либо планшета. Нужно отметить, что подобная услуга нашла свою целевую аудиторию и количество клиентов Сбербанка, использующих мобильное приложение удалённого банкинга, уже превышает число пользователей интернет-банкинга для ПК.
Стоит отметить, что для банков, которые не сумеют вовремя перестроить свою политику по охвату клиентов услугами вне стен отделений, ждёт незавидная перспектива снижения количества операций и самих клиентов. Современный клиент ценит время и сервис!