Театр «Профиль» при ЮУрГГПУ весной получил грант от Росмолодежи. На выделенные деньги ребята устроили фестиваль-лабораторию, куда позвали театральные студии из Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска. Программа фестиваля «Читаем про подростков» получилась насыщенная: читки пьес, готовые спектакли от иногородних гостей фестиваля, а кроме того, своего «Человека в закрытой комнате» показали актеры студии-театра «Манекен».

«Мы на фестивале смотрели не только готовые работы, но и читки. Для нас это верный способ найти новый материал. Провели шесть читок, не все откликнулось аудитории. Было и такое, что может существовать только как литературный материал. Почитали — отрефлексировали и остановимся на этом. А нашлись пьесы, которые хотелось бы увидеть на сцене. Например, „Август 6“, которую в формате читки привозил театр из Екатеринбурга. И еще одна читка — „Сбой“ Хюбнера. Очень интересно, но мы пока не очень понимаем, как именно его поставить. Мы — театр при педагогическом университете. К нам часто обращаются коллеги, приводят своих воспитанников. Так что пьесы про подростков, именно старшеклассников, — это то, что мы искали», — говорит Артем Курочкин, руководитель театра «Профиль».
Своими впечатлениями от «Человека в закрытой комнате» мы уже делились. А вот работу театра «Игра» из Екатеринбурга видели впервые. Этот народный молодежный театр — явление удивительное. Они единственные непрофессионалы, которых приглашали во внеконкурсную программу «Золотой маски». В Челябинске артисты показали спектакль «Три четверти» по одноименной пьесе Анны Красильщик.



История полубиографичная. В шумные 1990-е Аня — семиклассница. Девочка попадает в новую школу, где влюбляется и сталкивается с травлей. И все это на фоне людей в лосинах, кедах и мастерках (ух, какое уральское слово!), жвачки Love is, песен Beatles, и фоновым хитом «Кара-кара-кум».



На крошечной сцене учебного театра спектаклю чуть тесновато: слишком много народу задействовано. Хотя вспоминаешь ту эпоху — и понимаешь, что тесно было везде: в магазине у прилавка с шоколадками, в автобусе вечером после школы, в парке у ледяной горки, на китайском рынке в семь утра, когда стоишь на картонке на одной ноге и надеешься, что не наступишь голой ступней в грязь.



Подросткам не сложно играть подростков — наглых, беспринципных, скромных, развязных, забитых или поумневших. Оттенков добавляют словечки вроде «зыко», заграничные подарки от командированных родителей, гиковатые школьные учителя и новогодняя вечеринка с мишурой.

Простой текст, записанный подростком Аней на тетрадных страницах, иногда пролетает мимо, а порой бьет в самое сердце, коварно напоминая о личной школьной истории. А она, наверное, у каждого была. И директор хмуро глядел из-под очков: «Это залет!» И одноклассники хихикали вслед. И гардеробщица знала, почему тебе нужно выскочить из школы как можно скорее, пока остальные еще ковыряются со сменкой.



Такие незамысловатые истории о буллинге вне времени задевают каждого. Не так важно, справился ты с этим уже или только получаешь первые тычки, герой ты, наблюдатель или жертва. Важно не остаться равнодушным и найти в этом опору. И хорошо, что сценарий уводит нас к семье, к включенным родителям и друзьям.



Пожалуй, такой спектакль, да и весь фестиваль в целом — проект не только творческий, но и терапевтический. Про первые влюбленности и победы, напряги с родителями и попытки разобраться в том, как устроен мир, полезно вспоминать. Еще полезнее — превращать их в источник силы и вдохновения.