В Камерном театре готовят необычную премьеру — приглашенный режиссер Елена Кузина готовит буффонаду по пьесе Мольера «Лекарь поневоле». Зрителям обещают показать фарс с цирковыми трюками, французским шансоном и видеопроекциями.

Режиссер Елена Кузина — создатель актерской группы «Пустое пространство» в Санкт-Петербурге, постановщик спектаклей по всему миру и ведущая тренингов по актерскому мастерству, особенно комедии dell’arte. В Челябинске Елена ставила «Мертвые души» в Молодежном театре, была приглашенным экспертом «Камераты-2021» и ведущей мастер-классов.

«Я посмотрела два спектакля Камерного — «Кровавую свадьбу» и «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». И увидела очень яркий театр с сильной труппой, открытый к экспериментам. Я отправила Виктории Мещаниновой (глав. реж. Камерного. — Прим. кор.) большой список пьес, с которыми мне интересно было бы поработать. И к сожалению, она выбрала Мольера. К сожалению — потому что я уже дважды ставила «Лекаря поневоле». Правда, это было в других странах и на других языках. Так что сейчас мы вместе с актерами придумываем что-то совершенно новое», — рассказывает Елена Кузина.

На Ночи искусств в Камерном театре Елена Кузина рассказала всем гостям вечера о Мольере, комедии dell’arte и будущей премьере

Спектакль пока репетируют на пустой сцене: декорации и костюмы оказались сложными, в бутафорских цехах кипит работа. А у актеров есть шанс поднатореть в мастерстве комедии dell’arte — народной комедии масок, которую играли во времена Мольера. Ведь Елена Кузина заставляет их быть клоунами, играть на публику и устраивать громкие и искренние сцены.

«Русский театр — психологический, сложный. А в пьесах Мольера чувствуется сильнейшее влияние комедии dell’arte — когда каждый персонаж очень фактурен и предельно выразителен. Походка, жесты, мимика, сценарий поведения. Для актеров Камерного это пока в новинку. При этом Мольер — сложный автор, его комедии бывают и серьезными и даже трагическими. Сложная смесь, надеюсь, у нас получится», — добавляет Елена Кузина.

Для новой постановки актеры Камерного театра превратились в настоящих циркачей. Чтобы поддержать замысел режиссера о буффонаде, им пришлось научиться кататься на цилиндрах, притворяться статуями и даже ходить по канату! При этом каждый трюк на сцене будет оправдан, каждый жест — многословен.

Напомним литературную основу. Главный герой Сганарель — изворотливый хитрец и тунеядец, который случайно попадает в богатый дом под видом очень известного лекаря. В доме — больная девушка, которая на самом деле хочет выйти замуж по любви, так что активно симулирует нервное расстройство перед отцом-тираном. Сганарель даром что лентяй и алкоголик, но очень добрый человек, почти художник! Так что он помогает влюбленным быть вместе вопреки воле сурового родителя.

Для челябинской сцены пьесу чуть осовременили. Больная девушка страдает в доме, напичканном медицинским оборудованием и камерами видеонаблюдения. Есть даже лаборатория и аппарат МРТ!

«Я хочу, чтобы спектакль был близок современному зрителю. Ведь там поднимаются очень созвучные сегодняшнему дню темы. Например, тема фобий и страхов. Герой Жеронт настолько боится вирусов и так помешан на медицине, что создал у себя дома целую лабораторию. Он легко становится жертвой манипуляций и готов поверить словам совершенно незнакомого человека, который лишь представился лекарем. Разве это не мы в пандемию? Когда люди даже крестным ходом ходили, в надежде, что их это не коснется. Кроме того, в пьесе есть и тема насилия, особенно домашнего. Наконец, для меня всегда раскрывается тема художника. Ведь Сганарель — он художник, даром что алкаш и хулиган. Мольер сам играл эту роль, и это было очень сложно. Сганарель — это самозванец, как любой театральный режиссер. Все мы вокруг самозванцы. И при этом художники. Вот про что мы делаем спектакль», — подытоживает Елена Кузина.

Цирковое действие на сцене дополнят баллады на французском, необычные видеопроекции и сложные декорации. Премьера буффонады «Лекарь поневоле» состоится на сцене Камерного театра 25 ноября. Возрастное ограничение спектакля — 16+.