В Челябинском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Прозрачные», который поставил художественный руководитель «Театрального пространства свободы» Алексей Тетюев. На сцену вышли челябинские подростки, состоящие на учете в полиции. В формате сторителлинга они рассказали о себе, о детстве и о счастье.

«Прозрачные» —  спектакль, который Алексей Тетюев придумал несколько лет назад и поставил со своими студийцами.  Это вербатим — истории, рассказанные людьми о людях:  о кошках, велосипедах, привязанностях, удобных ботинках и отношениях с родителями. Смысл этой театральной постановки в том, что люди со сцены рассказывают не придуманные, а свои личные истории, становясь таким образом прозрачными.

«Для меня вообще современный театр — это про честность. Человек на сцене не должен ничего изображать, кривляться. Он должен оставаться со зрителями предельно честным. И довести эту честность до прозрачности. Ты один на один с залом и не боишься говорить правду. Только такая правда находит отклик у зрителя», — так формулирует Алексей Тетюев свой творческий принцип.



Когда уполномоченный по правам ребенка Евгения Майорова предложила поставить такой спектакль с ребятами, которые считаются сложными, неуправляемыми, замеченными в правонарушениях, для Алексея Тетюева это был своего рода вызов. Это не студийцы, которые пришли заниматься актерским мастерством по собственному желанию и уже натренированы выражать свои мысли и эмоции. Это дети, которые ставят блок на любую попытку вмешаться в их личное пространство.

«Ребят привозили на занятия под контролем, под присмотром директоров, на автобусах. Не думаю, что они сами бы пришли. У них стоял не то что блок — броня. Они не собирались ничего рассказывать. Они не привыкли показывать свои чувства, наоборот, закрывают их. Они не знают, как сказать о том, что переживают. У них трудности с формулировками, с нормальным литературным языком. Это в принципе проблема поколения, но здесь дети были особенные: успевшие много пережить и очень закрытые», — рассказывает режиссер.
Два месяца с подопечными Евгении Майоровой работала целая группа постановщиков «Театрального пространства свободы»: кроме самого Алексея Тетюева, педагог-хореограф Ксения Рыжкова, педагог по сценической речи Нина Белеклян, актер и режиссер Арсений Ашмарин. 

Алексей Тетюев сказал ребятам так: «У вас будет жизнь до «Прозрачных» и после «Прозрачных».




«До слез, до мурашек... Мы не верили своим глазам. Полный зал, аплодисменты, цветы, счастливые глаза юных артистов, восхищенные взгляды их родителей, друзей, одноклассников. А ведь ребята не то что не профессионалы, они даже никогда не имели опыта игры на сцене. Но как они выступили! Ребята рассказывали о своем: о первой любви, о страхе и свободе, о дружбе и ссорах, о богатстве и бедности, о зависти и тепле близких, о счастье в моменте и о смысле жизни без смысла. Они впервые стояли на сцене настоящего театра, и зал аплодировал им стоя. Девочки плакали, мальчики смеялись, кто-то грустил от того, что это финал. Педагоги не могли поверить, что это их дети. Их хулиганы», — рассказала о своих впечатлениях Евгения Майорова.


Социальный театр — это второй опыт в рамках проекта «Чужих нет» для трудных подростков в Челябинской области. Первым был снятый детьми фильм «Чужеземцы» о становлении уральских крепостей. Смысл этих творческих практик в том, чтобы дать старшеклассникам с непростой историей посмотреть на себя другими глазами, поверить в себя и — придумать свою историю заново.

Спектакль «Прозрачные» сыгран на сцене Камерного театра единственный раз, но директора школ и учителя, которые вчера стоя аплодировали своим детям, считают, что его нужно показывать в каждой школе.