В последние два-три года становятся популярными настольно-ролевые игры. Мы разбирались, кто, как и зачем играет в Челябинске.

Что это такое?

Представьте: группа подростков сидит на полу в полной темноте. Один из ребят за картонной ширмой: он томным голосом описывает комнату страшного подземелья. Остальные крутят в руках игральные кубики и рассказывают, как рубят мечом толпы злых гоблинов, которые защищают драконьи сокровища.


Звучит знакомо? Это сцена из сериала «Очень странные дела». Еще десяток похожих эпизодов в «Футураме» и «Гравити Фоллс», «Кошмаре на улице Вязов 3» и другом американском кино. В жизни все происходит так же, как в кино. В любой стране, в любом городе мира, на любом языке.

В 2023 году в Челябинске появилось небольшое сообщество любителей ролевых настолок — «На грани», их первая большая игротека в июне собрала больше 50 человек. Мы пообщались с организаторами, посмотрели, как проходят игры, и попытались понять, кому и почему это интересно.

Справка: Первая настольная ролевая игра Dungeons and Dragons («Подземелья и Драконы») вышла в США в 1974 году. В СССР ее неофициальный перевод вышел в 1990 году под названием «Заколдованная страна». В 1990-х настольно-ролевые игры в итоге превратятся в знакомые нам компьютерные игры.

Сейчас на полках российских магазинов для хобби можно найти десятки настольно-ролевых игр. Среди них Dungeons and Dragons, «Зов Ктулху» по вселенной Говарда Лавкрафта, Warhammer Fantasy, «Ведьмак» по одноименной серии книг, «Киберпанк» и другие.

Со стороны настольно-ролевая игра выглядит довольно скучно. Компания из 4—5 человек сидит за столом: смеются, спорят, между делом зачем-то кидают разноцветные игральные кости и что-то записывают.

За столом разыгрывается вымышленный сюжет. Это может быть фэнтезийное Средиземье Толкина, космический корабль из «Чужого», готический город с вампирами или любой другой мир. Из любой книги, игры, фильма или свой авторский сюжет, придуманный на ходу. Один игрок становится ведущим — он рассказчик, который описывает вымышленные происходящие события. Остальные выбирают роли и играют только за своих персонажей.

«Настольно-ролевая игра чем-то похожа на театр импровизации. Каждый придумывает себе героя: внешность, черты характера, имя. А потом играет его роль. Ну, правда, сидя на стуле. Вскакивать с места и махать руками не обязательно и менять голос тоже не нужно»,— объясняет один из создателей челябинского сообщества «На Грани» Арсентий Севостьянов.

Куда эта история вывернет, не знает ни один из игроков, ни ведущий. Это живой эксперимент, в котором задача каждого — двигать сюжет вперед. Из реквизита у ребят только кубики, карта и карандаш с бумагой.


Бывают игры на одну встречу: за вечер участники отыгрывают полноценную историю с завязкой, развитием и финалом. А есть длинные сюжеты, которые разыгрывают годами — собираются каждую неделю в выходной, играют один эпизод и расходятся до следующего раза. Получается своего рода сериал.

«Наша последняя кампания, приключенческий боевик про пиратов, шла полгода. 20 игр примерно. Собирались на кухне каждую неделю и играли по 6—7 часов с перерывом на поесть»,— рассказал Арсентий.

Главное, чтобы была конечная цель. Она обычно появляется в самом начале: убить дракона, найти сокровища, спасти мир от вторжения демона или спастись с космического корабля, который вот-вот взорвется.

Как это выглядит?

15 июля в недавно открытом Центре межкультурных коммуникаций «Колибри» проходила мини-игротека. Одновременно шло три игры. Мы понаблюдали за одной из них.


Трое ребят сидят за одним длинным столом. Ведущий, молодой парень с длинными волосами и рыжей бородой, исподлобья смотрит на игроков и перекладывает за ширмой заметки — все, что важно не забыть во время игры. Фоном — печальная напряженная музыка.

— Вы медленно шагаете по тропе в ночном лесу. Тишина. В ушах только шум ветра и жужжание ночных насекомых. Как вдруг вы слышите едва уловимый шорох, — описывает ведущий.

— Нас кто-то преследует? Я хочу осмотреться и понять, откуда этот шум, — один из игроков сразу же поднимает голову и хватает в руки игральный кубик.

— Бросай внимательность, — мастер имеет в виду один из кубиков.

Парень бросает на стол кубики, сверяется с какими-то записями и поднимает взгляд: «Успех!»

— У тебя получается. Ты краем глаза замечаешь движение в кустах слева от тебя. Ветки колючего куста колышутся, и ты слышишь в той стороне тихие шаги. Похоже, кто-то следит за вами, — описывает ведущий.


— Я показываю в ту сторону своим товарищам и сразу же тушу факел, — отвечает игрок.

— Я обхожу вокруг и подкрадываюсь поближе — хочу застать их врасплох, — подает голос молодая девушка за столом, второй игрок.

— Сделай бросок скрытности, — мастер кивает в сторону девушки.

Девушка хватает кубики, долго трясет и бросает на стол. На двадцатигранном кубике выпадает шесть. Наверное, этого мало. Девушка взвизгивает и расстроено смотрит на ведущего: «Провал...»

— Ты пытаешься бесшумно шагать по гравийной тропе, но запинаешься о корягу и с грохотом падаешь прямо под колючий куст. Подняв голову, ты видишь, что за кустом стоит троица мелких гоблинов. Один с мечом, двое с луками, — отвечает ведущий на неудачный бросок.

— Я вижу, как Линда падает, выхватываю меч и бегу в ту сторону. Я вижу этих гоблинов? — спрашивает парень.

...Можно сказать, это такой офлайн-вариант компьютерной игры со знакомыми и незнакомыми людьми. За одним столом могут собраться врач-хирург, девочка-диджей, студент-лингвист и инженер-металлург. Кто ты такой в реальном мире, здесь совсем не важно. Не будет преувеличением сказать, что игра — это нормальный эскапизм, способ вырваться из предсказуемой и скучной обыденности.

Когда это появилось у нас?

Неверно думать, что ролевых настолок в Челябинске никогда не было — и вдруг они внезапно появились. В сообществе полно людей, которые играют пять-десять лет. Некоторые вообще начинали еще в 1990-е, на маленьких кухнях и в подвальных клубах настольных игр.

«Это классный способ получать новый опыт в комфортной безопасной среде. Плюс это крутой инструмент социализации и образования. Я начинал с ролевых игр живого действия (близко к реконструкции, с переодеванием и выездом в поля — Прим. ред.), а в настольные пришел, чтобы общаться с друзьями и рассказывать истории чаще: собраться на игры в полях сложнее и затратнее по времени», — рассказал Первому областному информационному агентству челябинский ролевик с 15-летним стажем, гейм-дизайнер Константин Ломаев.

Последние два-три года ролевики выходят из подполья: проводят небольшие фестивали, открытые игротеки на 50—100 человек. Причем это происходит синхронно по всей стране, как будто заранее договорились.

Как раз в это время, в 2021 году, на youtube вышло шоу «Подземелья Чикен-Карри», в котором в настольно-ролевые игры играли молодые российские звезды: комики, блогеры и музыканты. Выпуски до сих пор выходят каждые две недели и набирают миллионы просмотров.

На фото: комик Александр Гудков, актеры Антон Лапенко и Александр Паль и рэпер Big Russian Boss играют в «Подземелья и Драконы». Скриншот из видео «Подземелья Чикен-Карри», 18-й выпуск

Сейчас активно работают и дают игрокам площадку магазины и клубы настольных игр. Существует студенческая Ассоциация настольных игр, они проводят ролевки в вузах (ЮУрГУ и ЧелГУ). Столы для игр есть в магазинах «Знаем Играем» и Hobby Games. Игры анонсируют в пабликах «ВКонтакте», новичкам все объясняют и помогают сыграть первый раз.

Играют еще в хобби-центре PlayPub (легко найти в «ВКонтакте» или в телеграм-канале «На Грани»). Обычно просят донат, но иногда играют и бесплатно.

«Это привлекает, потому что есть очень много разных миров и сюжетов и ты можешь прямо влиять на все, действовать без ограничений. Это круто, особенно когда живешь в режиме „от дома до работы“. А тут на четыре часа отрубаешься от мира. Ну и это общение параллельно. Шутки, разговоры, в перерывах за жизнь общаетесь»,— так отвечает на вопрос «Зачем это вам?» один из участников игротеки «На Грани» программист Андрей.

Сообщество игроков в настольные ролевые игры растет все больше. При этом бывалые участники активно привлекают новичков, стараются объяснить правила и принципы игры максимально просто, чтобы как можно больше обратить внимание на свое хобби и показать, что это не сложная заморочка гиканутых фанатов Толкина, а простой способ отвлечься.