В минувшие выходные в Челябинске открылся фестиваль «Денис Мацуев представляет...». Каждый год маэстро устраивает в южноуральской столице настоящее музыкальное шоу с участием именитых гостей, обязательный смотр-отбор молодых талантов для конкурса «Новые имена» и сольный концерт, на котором исполняет редкие, виртуозные и необычные музыкальные произведения.

Челябинску удивительно повезло: маэстро только недавно оправился от коронавируса, первые апрельские концерты были перенесены или вовсе отменены, но фестиваль «Денис Мацуев представляет...» идет строго по графику.

«Многие годы фестиваль — это прежде всего огромное счастье встречи с близкими для меня людьми и поклонниками из Челябинска. Я приглашаю на сцену всегда выдающихся музыкантов и своих друзей. Мы не могли обойти вниманием столь важную дату, как 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова, поэтому в концертной программе в Челябинске и городах области будет звучать его музыка, все пять концертов. Я люблю играть Рахманинова, безумно рад, что однажды мне удалось побывать в его доме-музее в Швейцарии, сыграть редкие произведения на том же рояле», — подчеркнул Денис Мацуев.

Репертуар сольного концерта Дениса Мацуева оказался непредсказуем: второе отделение пианист оставил исключительно на откуп личному вдохновению, смутно обозначив границы «от Генделя до Рахманинова».

А вот первое отделение было посвящено Мусоргскому и его самому необычному циклу пьес «Картинки с выставки».

Маэстро Мацуев выходит к инструменту — и стремительно, едва поклонившись, буквально бросается к клавишам рояля. 

Тут мы слегка отвлечемся. Сюита «Картинки с выставки» была написана быстро, в сильных эмоциях. И адресована памяти близкого друга Мусоргского — художника и архитектора Виктора Гартмана. Тот был талантливым эссеистом и, можно сказать, основателем «русского стиля» в архитектуре. Сейчас Гартмана назвали бы первым русским дизайнером. Он не умел придумывать и строить что-то обычное, создавал невообразимые замки и волшебные композиции, придумывал витиеватые декорации и костюмы для театральных постановок и опер.

Но это все осталось в набросках, черновиках, эскизных папках. В реальной жизни чаще всего Гартман оформлял выставочные павильоны вроде Русского технического общества. Он внезапно умер в 1873 году. И в императорской Академии художеств организовали выставку работ. Вот прогулку по этой выставке и воплотил музыкально Мусоргский.

Названия пьес в цикле абсурдистские, но очень точно отвечают тем графическим работам, что видел композитор на выставке: «Гном», «Быдло и скот», «Балет невылупившихся птенцов», «Лиможский рынок», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота». И лейтмотивом через каждую из частей сюиты идет «Прогулка», прилипчивый и легкий пассаж, который мелькает среди строк других пьес как лицо зрителя отражается в стеклах витрин.

Маэстро Денис Мацуев невероятно технично и эмоционально передал всю драматургическую сюжетность музыкального произведения. Акцентами выделил шаги композитора по виртуальной галерее. «Оттанцевал» пальцами ужимки и прыжки хмурого гнома. И «богатырской» походкой прошелся по клавишам Steinway, полнозвучно и сочно дорисовывая очередную картинку с выставки.

Фестиваль «Денис Мацуев представляет...» завершится на Южном Урале 12 апреля. В программе для Челябинска — еще два события. Во вторник, 11 апреля, в 14:00 Денис Мацуев сыграет со стипендиатами фонда «Новые имена», а вечером, в 18:30, даст еще один концерт в компании друзей: вместе с джазовыми музыкантами маэстро исполнит хитовые классические мелодии и джазовые импровизации.