На большой сцене Театра драмы им. Наума Орлова — первая премьера сезона. Режиссер Николай Осминов поставил спектакль-бенефис народной артистки Валентины Качуриной. Роль чудаковатой пожилой леди с внушительным наследством стала для актрисы семидесятой в карьере.



Пьесу поставили всего за пару месяцев, а вот выбирали около года — режиссеру важно было не просто получить историю с элегантной героиней, но и взяться за материал со смыслом.

Американский писатель Джон Патрик еще не получил Пулитцеровскую премию, когда взялся писать «Странную миссис Сэвидж» в 1950 году. Но уже прославился как создатель собственного жанра — рождественской сказки-притчи о всепобеждающей силе добра. В пьесе про вдову соотечественники писателя не подхватили сарказм в адрес истеблишмента, да и весь посыл не особо считали. А вот в СССР история о бескорыстии и добре оказалась очень созвучна настроениям (в том числе и политическим). Так что материал тут же взяли в оборот, чтобы восхитительная Фаина Раневская наделила героиню взрывным темпераментом, а весь спектакль превратила в буффонаду. А Вера Марецкая потом сделала все совсем наоборот — заставила весь зал рыдать на финальной сцене, где сильная и волевая женщина вдруг оказывается хрупкой и испуганной.



В челябинском театре драмы посчитали, что Валентина Качурина — это уже готовая миссис Сэвидж. За долгие годы работы в театре народная артистка играла и Дездемону в «Отелло», и госпожу Анни из «Леди на день». Кажется, тут уместно привести цитату из спектакля: «Вы не бойтесь меня напугать, я ведь каждое утро смотрюсь в зеркало». Так что вдова у Качуриной получилась действительно странная, из тех, что не вписываются ни в одни ряды.

Напомним сюжет. Эксцентричная вдова миссис Сэвидж неприлично богата и под старость лет решает учредить фонд, чтобы исполнять странные желания других людей и делать их счастливыми. Например, привезти итальянцу мешок родной землицы из-за океана. Поставить надгробие на могилке верной лошади цветочника. Купить квартиру в Чурилово и выйти за Илона Маска — это режиссер, не моргнув, всовывает современный контекст, на который челябинская публика реагирует одобрительными смешками.



Вам, может, и весело. А вот трем пасынкам вдовы не до смеха: старуха разбазаривает наследство! Так что детишки привозят миссис Сэвидж в клинику «Тихая обитель» и пытаются выведать, куда та спрятала ценные бумаги на сумму 8 миллиардов долларов. Но неожиданно женщина находит поддержку среди постояльцев пансионата для душевнобольных, которые помогают ей справиться не только с алчными детьми, но и тотальным одиночеством.



Режиссер Николай Осминов (он же и сценограф) посчитал, что пьеса настолько крепка, что не нуждается ни в какой адаптации. Так что на сцене драмы — уютная комната пансионата, где в центре лежит круглый ковер, есть проектор, чтобы крутить старое кино, а за стеклянными дверьми — цветущий сад, который в сумерках наполняется светлячками. Просто, лаконично и идеально решено по свету. Работа светохудожника выполнена деликатно и тонко. Миссис Сэвидж говорит про светлячков, и сцена наполняется уютным желтоватым светом медных торшеров. В «Тихую обитель» вламываются напыщенные детки — и все вокруг иссиня-белое, слишком яркое и нахальное. Вы не обратите внимания, но именно за счет света каждая сцена наполнена весьма конкретным настроением и ощущением. Спасибо, художник по свету Вячеслав Рыжий!



Действие спектакля катится по чуть сбитым рельсам. Собравшихся балуют шуткой, потом добавляют интриги, презентуют одного из обитателей пансионата. Потом зрителей окунают в канаву грусти и сопереживания и на шутке снова вывозят на маршрут. Можно было бы сделать тут целую драму. Но в челябинской драме история получилась очень простой. Вам не придется ощупывать себя изнутри, чтобы вытащить наружу нравственные вопросы, поразмышлять, все взвесить: «Кто из этих людей действительно ненормален?» Нет, в спектакле все разжевано за вас, вложено в уста ключевых героев и стоит на репите — так, на всякий случай: «Здесь находятся люди, которые уже завершают лечение, и внешне они почти не отличаются от вас, господин сенатор».



Диалоги персонажей дополняются медийными вставками — герои смотрят кино, танцуют под рок-н-ролльные хиты 1960-х. Но все очень умеренно, потому что никакого «допинга» в виде шоу, буффонады и вокальных номеров режиссер не хотел. Впрочем, от этого история на сцене не выглядит куце. Наоборот, ощущение, что мы тут тоже слегка пациенты. И у нас не просто места в первом ряду, а собственные комнатки на одном из этажей «Тихой обители».



История странной миссис Сэвидж смотрится легко и быстро, как сериал по телевизору. Есть над чем посмеяться, есть за что зацепиться и даже попросить следующую серию. В конце концов, кто сказал, что бенефисный спектакль должен стать последним? И да, Валентина Качурина, вы прекрасно держитесь в седле ©!