В челябинском Саду Победы установлено фортепиано цвета маджента.

Это открытый инструмент на дощатом подиуме под зеленым навесом — первый из проекта «Открытые клавиши», автор которого — экоактивист Дмитрий Закарлюкин («Вещеворот», «Разделяйка», GoGreen Center). По его замыслу такие пианино появятся в парках, скверах, торговых комплексах, общественных пространствах города, области, страны и мира.

Пока монтировали импровизированную музыкальную площадку в Саду Победы, поговорили с Дмитрием о концепции «Открытых клавиш», откуда берутся инструменты, как они будут зимовать под открытым небом и будут ли их охранять.


Устанавливать подиум Дмитрию Закарлюкину помогает его 15-летний сын Лев

— Многие наверняка видели такие открытые фортепиано за границей. Я их встречал в аэропортах Амстердама, Парижа, Стамбула... Это прекрасная европейская практика. Но их, бывает, ставят и не настраивают: в аэропорту Астаны я сел поиграть — и увы. Так родилась моя мечта. Я понял, что хочу, чтобы в публичных местах города стояли пианино. Я хочу, чтобы я мог прийти в парк, сесть и поиграть, когда захочу. И чтобы инструмент был настроен! Так что я делаю этот проект для себя.

Между прочим, оказалось, у нас в Челябинске есть инструменты. Один я нашел в жилом комплексе «Ньютон» — на улице, возле цветочного магазина.

Табличка гласит: «Для тех, кто будет брякать, штраф 5000 рублей»

Это очень суровое челябинское пианино под замком: только для музыкантов, не сметь, не трогать! Ну и в чем прикол? Смысл уличного инструмента именно в том, чтобы на нем брякать! 

— И вы решили сделать все по-своему?   

— Не по-своему, а по-человечески. Открытые пианино у нас тоже есть. Например, в студенческом лагере ЮУрГУ в Непряхино. На железнодорожном вокзале в Челябинске. В Магнитогорске в МГТУ имени Носова стоит рояль в холле. Это же круто.

Я решил, что поставлю фортепиано во всех возможных общественных пространствах: в парках, торговых комплексах, коворкингах, аэропорту — везде. Смысл в том, чтобы инструментов было много и они были доступны. 


— Это самые обычные фортепиано или старинные?

— Самые обыкновенные советские, на которых когда-то занимались музыкой, а теперь отдают в добрые руки. За три копейки буквально. 

— Как вы намерены их настраивать?

— Как только расстроятся. Это очень сложная история, как оказалось. Настройщики — в принципе вымирающий класс мастеров. Это уже пожилые дяденьки и дедушки. Им на смену никто не пришел. 

Я думаю, надо создать попутно, в рамках проекта, и Мастерскую ремонта пианино. Инструментов много, они в разном состоянии — наверняка какие-то можно спасти или собрать, например, из нескольких один. Устроить такой фортепиановорот! 

— Очень важный вопрос: как защищать от влажности, дождей, жары, снегов? 

— К сожалению, должен признать, что мое желание что-то делать меня обычно несет вперед с такой скоростью, что с деталями я начинаю разбираться только потом. Я знаю, что мы разберемся по ходу. Так было со всеми моими проектами — и как-то разбирался. 

Возможно, это будет отправной точкой к созданию нового класса уличных инструментов? Ну а что? Напечатаем нужные детали из переработанного пластика на 3D-принтере, как вот эти доски, из которых сколочен подиум. Я больше скажу: я недавно видел в концертном зале рояль, который сделан из углеволокна. Есть уже класс гитар, у которых дека сделана из углеволокна. Технологии развиваются в этом направлении. Пусть появится такой новый класс фортепиано. Да и потом, они же стоят на открытом воздухе во многих местах мира — то есть люди как-то справляются с этой проблемой.


И потом, мне на каждый проект говорили: «Дим, это невозможно». Я уже такой: «А, невозможно? Ну ладно».

— А если его сломают? 

—Вот! Первое, о чем все меня спрашивают. А что если, украдут, испортят, сломают... «Дим, а как охранять? а камеры? а давайте закроем его?»

— К сожалению, есть основания так думать. У общества анамнез отягощенный.

— Так, может, дело не в анамнезе, не в опыте, а в том, что мы изначально предполагаем худшее и действуем так? Я убежден, что мы как общество отвечаем за все, что происходит. Это ключевой момент, который формирует культуру и поддерживает меня в том, чтобы что-то делать. Это мой системообразующий принцип. 

Мы ответственны в том числе за того, кто сломал аттракцион на детской площадке. Значит, мы так кого-то в какой-то момент обидели, не послушали, не обняли... Значит, мы как общество относимся друг к другу так, что вандализм стал возможен. И предполагаем плохое тоже поэтому. 

Все, кто проходил мимо, интересовались, когда концерт

Я так скажу. Я знаю, что его сломают. Я поставлю еще одно. Или отремонтирую и поставлю. Ну а что? Бояться, что сломают, — и поэтому не делать? Те 20—30 бабушек, которые сегодня мимо прошли и удивились, улыбнулись, обрадовались, — они стоят того! Та девочка маленькая, которая присела поиграть, даже если пока не умеет. Вот ради эти моментов я все и делаю. Это чистый кайф.

— Есть какая-то красивая цифра у проекта? Например, 100 открытых фортепиано.

— Нет, конечно. У меня вообще этот проект задуман как путь в мировое сообщество. Я хочу приехать в Нью-Йорк, в Астану, в Париж, открыть приложение «Открытые клавиши», найти ближайший инструмент, сесть и поиграть. Да-да, вот так. Мы создаем мировое сообщество «фортепьяниц» (слово не мое, но мне нравится, и я его смакую).


Это была моя мечта. Лет двадцать назад я это придумал, но столько обстоятельств должны было сойтись. Я не верил, что получится. И никогда бы не добрался до этого проекта, если бы не случилась пауза в моей экологической деятельности (Go Green Center закрыт, «Разделяйка» ищет новую площадку). Неуемный темперамент требует движухи (улыбается). Я сегодня просто счастлив.

_______________________

Над инструментом установили навес и выкрасили в цвет года viva magenta (по версии Pantone). Это знак того, что проект «Открытые клавиши» — международный: все инструменты по всему миру будут перекрашиваться каждый год.


Следующее пианино в Челябинске планируется установить через пару недель в Новосинеглазово. Официальное открытие инструмента в Саду Победы будет неофициальным, в формате джема, в среду, 26 июля. Но играть можно прямо сейчас.