Звуки марша и тлен
Под часов мертвых бег
И душа взята в плен
Если ты человек

Ты закон сочинил
Бог пролил в реку кровь
Ведь в себе ты убил
Любовь

Про худую судьбу
И покойника грязь
Мыть чужую вину
На рассвете крестясь

На колени упав
В бездну горе отдай
Ты, быть может, и прав
Прощай



Редко какой спектакль начинается с того, что очаровательно-стильные Марина Гез и Марина Воскресенская в косухах, джинсах и массивных ботинках закидывают кеды на веревку над сценой. Дребезжит струна контрабаса, шуршит черный полиэтилен, которым обтянуты декорации. С кедами не ладится, и девушки просят особо метких зрителей помочь. А зрители знают, что означают башмаки на проводах?

Гаснет свет, где-то капает вода. В пещерном эхе девичьи голоса заводят считалочку. Тоненько и звонко актрисы говорят что-то про смерть, сон и дрянь, аж мороз по коже продирает. А потом врубается маршевый бит, и актер Дмитрий Блинков в афгани и темном пальто заводит свою злобную «телегу» про деньги, камни, Петербург, стыль и безысходность. Под дерзкую музыку он молится этим кедам, висящим на проводах, как новому Богу (или черту?).

Тут стоит притормозить. На сцене перед нами раскладывается спектакль Олега Хапова «Достоевский. Игра в…». В афише премьера помечена как «эксперимент в стиле рэп». Слова поэта Яниса Грантса, саунд-дизайн Валентины Спиревой, а весь тяжелый смысл прямиком от Достоевского.

Вернемся в 2022 год. Тогда Олег Хапов в рамках фестиваля «Камерата» показывал эскиз «Вглядываясь в бездну» по произведениям классика. Потом предложил Янису Грантсу сделать из мистического романа «Преступление и наказание» что-то вроде поэмы. И тот соткал из строчек внутренний монолог Раскольникова, содрогающий бездну, манифест разорванной души. Рэпом это стало уже позже. И дело даже не в современном контексте и подтексте, хотя подобных намеков по ходу действия достаточно (одна Клава Кока чего стоит).

«Для меня рэп — любопытный способ разъять внутренний монолог, который есть в романе у Раскольникова, но облечь его в форму поэтическую, современную. Рэпер — это человек, который вскрыл себе вены и кровью описывает жизнь. А ведь то же самое происходит и с нашим героем. Раскольников — рэпер», — поясняет режиссер Олег Хапов.

Так что 2 февраля 2023 года на сцене Камерного театра Родион Раскольников, который живет в 1866 году и любит Клаву Коку («О времена, о нравы!» ©), собирается убить старушку. Крови не будет, вместо трупа в черной пленке — контрабас. Сценически происходящее можно было бы назвать классическим нуаром. Если бы не заливистые частушки двух девушек и едкий смех. Да, так смеяться умеет только Марина Гез.

Тут сделаем еще одну паузу. Эксперимент Олега Хапова разыгран на троих. Питерский люд, Порфирий Петрович, прозрачная Соня, случайная утопленница Ефросинья — это две актрисы, две Марины. Они — и совесть Раскольникова, и его растерзанное на части сознание. Ехидно спрашивают, будет ли парень убивать старушку. Лихим тоном экскурсовода с юморком передают историю воскрешения Лазаря. Щелкают семечки и частушкой поют поминальную над трупом Мармеладова.

Смотреть экспериментальный спектакль без бэкграунда невозможно. Как невозможно понять историю Лазаря без знания, кто такой Иисус. Потому что рэп-поэма Яниса Грантса и Олега Хапова — это вполне себе метатекст, который уводит зрителя внутрь раскольнической души, в инфернальную смуту темной реки меж двух берегов, прощения и вины. А у вас и у Раскольникова, как на грех, нет монетки во рту.

Спектакль несется по костям романа, выставляя зрителю содержательные вешки, ну чтобы не спотыкались и успевали за ходом мысли. Но рекомендовать его для школьников как подспорье к урокам по Достоевскому — сложно. Как сложно с ходу осознать происходящее на сцене.

Музыка в спектакле — особое удовольствие. И не зря придуманное сопровождение Валентины Спиревой названо саунд-дизайном. В сэмплах ловится что-то невероятно знакомое. Такой причудливый коктейль лирического марша, Касты, Кровостока, Басты, да черт знает кого еще. Вкупе с битбокс-частушками и гудением контрабаса речитативы спектакля вполне можно оформить в альбом. Записать на виниле, выложить в «Яндекс.Музыке», сделать подкаст. Я бы скачала.

Несколько лет назад стало модно читать стихи под музыку. Потом под хаус начали читать классику. Так что «Достоевский. Игра в…» —  это даже не эксперимент. А вполне состоявшаяся рэп-опера.