В Челябинском театре оперы и балета стартовал ежегодный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». По традиции на фестиваль приезжают видные труппы из российских и зарубежных театров, а открывает действо челябинская премьера.

Сегодня это «Раймонда». Сложнейшие сольные партии главных героев, более двухсот богато украшенных костюмов и декорации эпохи Средневековья. Не у каждого театра есть возможность поставить «Раймонду». И дело не столько в деньгах, сколько в труппе. Для такого большого спектакля мало нескольких опытных солистов, нужны артисты кордебалета высочайшего уровня.

И, как восклицает хореограф-постановщик Юрий Клевцов, «наконец мы можем позволить себе „Раймонду“»!

Я смотрела одну из генеральных репетиций балета. И готова рассказать, почему вы должны купить билет на ближайший спектакль.



Давайте начистоту. Драматургически «Раймонда» не слишком захватывает. Есть прекрасная дама, ждущая своего рыцаря из военного похода. Но тут появляется сарацинский шейх, который хочет себе эту красавицу в жены настолько, что готов даму украсть. И очень удачно, что в этот момент рыцарь возвращается с войны. Он убивает соперника на дуэли и идет праздновать собственную свадьбу. Причем эта свадьба с венгерскими танцами идет последние минут 20 спектакля. И нужно очень любить балет, что понимать, ради чего это смотреть.

Попробуем полюбить его вместе.



Начнем с того, что «Раймонда» — это последний балет императорского хореографа Мариуса Петипа. Можно сказать, квинтэссенция его творческого пути. А еще это последний очень европейский русский балет. Так что именно в сюитах «Раймонды» целиком раскрывается вся мощь русской балетной школы и классика этого вида искусства. Это грандиозное шоу, на сюжетную нить которого нанизаны сложнейшие балетные сюиты.

Челябинская инсценировка «Раймонды» хоть и близка по духу версии Петипа, но отличается от нее в акцентах, настроении и продолжительности — она стала чуть лаконичнее. Хореографический рисунок императорского спектакля пусть и не дошел до нас в оригинальном своем исполнении (хотя бы потому, что раньше главенствовали балерины, а мужские партии были скупы и лишь оттеняли происходящее), но по-прежнему дает раскрыться буквально каждому участнику балета. К тому же балом правит музыка Александра Глазунова, которая ведет за собой и артистов, и зрителей.



Главный балетмейстер челябинского театра Юрий Клевцов в свое время исполнял роль сарацинского шейха Абдерахмана. И это помогло ему развернуть мужские роли, в первую очередь именно экзотического дикаря. Дать персонажу чуть больше сценического времени, сделать его не однобоким злодеем, а искренне влюбленным человеком, чтобы Кубаныч Шамакеев (боги, я еще не видела таких высоких полупальцев!) и Александр Кочетков (как он мастерски управляется с плащом!) могли проявить свои таланты в полной мере. Чтобы мы увидели потрясающе легкие прыжки па-де-ша, невероятно сложные поддержки, эмоциональные вариации.



Кстати, вариации солистов (а у исполнительницы роли Раймонды, например, целых семь соло!) очень сложны технически, так что даже непонятно, как у артистов остаются силы на коду (это пиковая точка сольного танца, если вы вдруг подзабыли).

Одна из исполнительниц роли Раймонды, солистка челябинского балета Екатерина Хомкина-Сафронова, призналась, что партия эта — из сложнейших в карьере и буквально вывела балерину на новый уровень. Поговорить с другой солисткой, Лири Вакабаяси, до премьеры я не смогла, но ее выступления было достаточно — невероятная грация и выносливость, потрясающие арабески, очень чувственные адажио в паре с Алексеем Шакуро и выразительная мимика. Чистое искусство!



Происходящее на сцене завораживает именно технически — в одной из вариаций балерины танцуют на пальцах две, даже три минуты подряд и опускаются на стопу лишь несколько раз! Не уступает в сложности и партия благородного рыцаря, которую попеременно исполняют Алексей Шакуро и Валерий Целищев. А сколько галантности и достоинства в каждом их жесте! Жаль, что эпоха рыцарей безвозвратно ушла.



Череда венгерских танцев и выступления сарацинских подданных позволяют проявиться и второстепенным персонажам. И пусть вас не удивляют внезапные кастаньеты и номер испанских танцоров, это более чем соответствует исторической действительности. А еще придает спектаклю некоторой пикантности и сочности.

Отмечу, что в репертуаре челябинского театра не так много (оказывается!) классических императорских балетов, где сольное время предоставляется кордебалету. Так что «Раймонда» — прекрасная возможность познакомиться с труппой и оценить невероятный профессионализм артистов.



Кроме сложной и техничной хореографии, челябинская «Раймонда» берет костюмами. Камзолы и балетные пачки расшиты кружевом, каменьями, лентами. Роскошный красный плащ и чалма Абдерахмана на сцене горят огнем, как пылает в любви его сердце. Удивительно тонко прочувствовал художник Олег Молчанов все настроение спектакля. И зрители с головой ныряют в это настроение, в эту средневековую и романтичную сказку со счастливым концом.

«Раймонда» сколь проста в сценарии, столь и великолепна сценически — это прекрасный образец канонического балета, который мастерски воплотился на сцене челябинского театра.



Напомню, что спектакль открывает ежегодный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». Программа продолжится выступлениями труппы Большого театра Беларуси, а завершится гала-шоу «Татьяна Предеина представляет», во время которого на сцену после нескольких лет перерыва вернется и сама прима Театра им. Глинки.