Представьте: листаете ленту в TikTok, вам попадаются неуклюжие забавные щенки, видеотренды, танцующие в купальниках девушки, рецепты — и тут 52-летний учитель математики в пиджаке, сидя на полу напротив школьной доски, серьезным басом рассказывает теорему синусов. «Порешай со мной», — звучит с экрана. Уверенный быстрый темп речи, голос будто из советских телепередач, подача материала с песнями и шутками.

Петр Земсков преподает математику с 1989 года. Сейчас он работает в лицее № 35. Эксцентричный учитель снимает образовательные ролики в TikTok и на YouTube. Одно видео в TikTok может набрать до 1,5 миллиона просмотров. В Челябинске пока это единственный учитель, который дерзнул открыть диалог с учениками через TikTok.

— Как вы придумали начать снимать образовательные «ТикТоки»?

— Сначала мы более трех лет писали ролики на YouTube. Там у нас 125 тысяч подписчиков. Мы находимся в пятерке лучших российских тематических каналов. Среди действующих учителей, которые работают в школах, наверное, просто единственные. Очень долго дети предлагали, что надо бы заняться «ТикТоком». У меня были сомнения, потому что там много фейковых видео, танцевальных. Но вот в конце 2020 года я почувствовал, что в «ТикТоке» есть запрос на образовательный контент. С 2 января мы ежедневно выкладываем ролики.

— Почему «мы»?

— Мне помогает жена. Екатерина снимает на свой телефон. Наш маленький, но коллектив.

@math.and.magic

Перевод периодической дроби в обыкновенную

♬ оригинальный звук - МАТЕМАТИКА И ФОКУСЫ

— Сколько вы делаете дублей?

— В целом мы работаем без дублей. «ТикТок» предполагает, что ролик должен длится до 60 секунд. Если объяснение какой-либо теоремы в 60 секунд не укладывается, снимаем заново. Могу где-то приветствие убрать. Иногда слоган «порешай со мной» я могу раза два произнести, а это секунда. И этой одной секунды не хватит, чтобы уложиться.

— Откуда взялись ваши фирменные фразы «порешай со мной» и «протрясающая задача»?

— Сами придумали. Мы приглашаем порешать, мы приглашаем поизучать математику. Как с первых роликов возникла эта фраза, так она и прижилась. Сторонний зритель или аналитик может раскрутить теорию: «Посмотрите, учитель математики использует мощный системный подход, подготовил слоган». Просто люди ждут этого. В том, наверное, и секрет многих «ТикТоков» или передач. Должно быть что-то повторяющееся. А «протрясающая задача» — игра слов. Это мой собственный неологизм.

— Сколько уходит времени на подготовку к видео и сами съемки?

— Предположим, ролик длится 60 секунд — столько времени и уходит. А темы подобрать несложно. Математика придумана еще египтянами. Я просто транслирую то, что всем известно. То есть идеи для роликов — это теорема, задачи.

@math.and.magic

ОСВОБОЖДEHИЕ X!!!

— Сколько можно объяснить материала за 60 секунд?

— Оказывается, за 60 секунд можно объяснить очень много! За 15, за 40 секунд можно рассказать то, что ты весь урок объясняешь. Чем отличается «ТикТок» от YouTube, от реального объяснения у доски? Тем, что время предельно дисциплинирует тебя. Отбрасываешь лишние слова, которыми изобилует речь учителя. Здесь уже четко идет конкретный учебный материал. Чем еще хорош «ТикТок»: пока сам человек не ткнет в экран, бесконечно будет крутиться этот ролик. Он же все время повторяется. В этом прелесть «ТикТока». Я произношу, что сумма смежных углов равна 180 градусов, и пока ты не нажмешь стоп, будешь слышать: «Сумма смежных углов равна 180 градусов, сумма смежных углов равна 180 градусов». Тем самым против воли человека можно добиться, что он будет знать правила.

— Монетизируете ли вы свои ролики?

— Доходов никаких, даже обращений по рекламе не было.

— В школе вы так же преподаете или это только образ для интернета?

— Нет, в школе я такой же. Может, в роликах более спокойный, более сдержанный.

— Какая была самая необычная или странная реакция на ваши ролики?

— После моих роликов в YouTube сняли губернатора Дубровского (смеется). Помните, мусор не вывозили? Мы сняли ролик на фоне мусорной кучи, и через какое-то время убрали Дубровского. Кто-то скажет — случайность, а может быть, нет. В основном народ адекватный. Скидывают задачки для того, чтобы я объяснил их.

— Как реагируют на вашу деятельность ученики и коллеги?

— Ученики понимают, как непросто в «ТикТоке» раскрутиться, набрать подписчиков, много лайков. Они это понимают и ценят. Есть ученики, которые говорят: «О, Петр Александрович, у вас уже 100 тысяч! О, у вас уже 250!» "Я не успеваю поздравлять вас с круглой цифрой“, — говорила одна девочка. Ученики понимают саму работу соцсетей, ценят это умение. Они видят, что с помощью математики можно стать знаменитым, к чему они все стремятся. Оказывается, знаменитым можно быть, не танцуя спиной в купальнике, демонстрируя свои части тела, а можно заниматься образовательным контентом и добиваться успеха. А в познавательном плане у них есть всегда возможность ту или иную теорему увидеть в любое время суток и восполнить знания.

В целом, наши отношения не изменились, если только в лучшую сторону. Ученики многие говорят, что испытывают гордость. Выкладывают на своих страницах, репостят. Пишут: «Мы знаем его, вот перед ним за партой сижу».

Коллеги многие, особенно молодые учителя, говорят, что хотят последовать примеру.

@math.and.magic

Задача биссектрисы трапеции

♬ оригинальный звук - МАТЕМАТИКА И ФОКУСЫ