Режиссер культового отечественного сериала «Смешарики» Джангир Сулейманов впервые приехал в Челябинск как один из хедлайнеров #рыжегофеста и Южно-Уральской книжной ярмарки (22—24 сентября). Мы поговорили о том, как создается самый любимый отечественный мультфильм, кто решил говорить с детьми о взрослых вещах, зачем родители смотрят «Смешариков» и немного о постмодерне.

Сериалу «Смешарики» в этом году исполнилось 20 лет. Вышло больше 600 эпизодов. Это самый долговечный отечественный анимационный сериал, который не утратил популярности, даже когда первые его зрители сами стали родителями.


— Джангир, я накануне попросила коллег написать мне, какие серии «Смешариков» больше всего любят их дети. Коллеги ответили так: «В смысле, дети? Мы сами смотрим „Смешариков“!» Как получилась такая удивительная штука? 

— Мы так не задумывали, если честно. Пожалуй, с самого начала понимали главное — с детьми не надо разговаривать менторским учительским тоном. Не надо рассказывать им азбучные истины. У нас не было даже понятия, что мы делаем сериал на аудиторию сколько-то там плюс. Тогда, в начале 2000-х, даже формата такого не было. Как-то органично получилось, что наши персонажи разговаривают, как нормальные взрослые люди.

— И это не семейное кино. 

— Нет. Семейное кино для меня — это какая-то милая, счастливая рождественская история.

«Смешарики», с 2003 года, реж. Д. Сулейманов, kinopoisk.ru

— Команде создателей удалось невероятное. Мало того, что вы посадили детей смотреть мультики про сложные вещи. Вы рядом посадили взрослых.

— Взрослые сами сели (смеется).

— Сами, сами. Когда вы поняли, что вам это удалось?

— Когда взрослые люди стали нам рассказывать, как в трудные минуты жизни они смотрят «Смешариков» и их это успокаивает.

— Моя коллега сказала ровно об этом: после расставания с молодым человеком сутками лежала, смотрела только «Смешариков» и канал History.

— Да-да. Это терапия. Думаю, если наш мультфильм выполняет только эту психотерапевтическую функцию, это уже хорошо. А про взрослых зрителей... Я вам так скажу. Когда я делал свою первую серию «Ля» — Бараш учится петь, падает в колодец, не может выбраться и вспоминает свою жизнь, — я попросил композитора Сережу Лебедева сочинить к этой сцене что-то психоделическое, загрузочное. У меня даже не было вопроса, можно ли такое ставить детям. Я так чувствовал. 

И вся наша команда так работает: как чувствуем, так и делаем. Нам самим так интересно.

«Смешарики», с 2003 года, реж. Д. Сулейманов, kinopoisk.ru

— Сериал в принципе наполнен аллюзиями с мировым кинематографом, мировой литературой, классической музыкой, которые откликаются у взрослых. Вы в это играете?

— Ну конечно! Нам это нравится, мы в это играем. И так возникают дополнительные смыслы. Серию «Смысл жизни» я вообще сделал с отсылкой на «Мертвеца» Джима Джармуша.

— «Какой смысл умываться по утрам? Какой смысл быть бодрым? А был ли вообще когда-нибудь смысл?» Вот это?

— Да-да. Форма подачи — мистическое путешествие. Я делал сознательную аллюзию на «Мертвеца». И что важно — на нас не было продюсерского давления. Продюсеры, наоборот, ограждали от внешнего влияния. Для меня это было счастьем, потому что до «Смешариков» я занимался рекламой и привык, что надо подчиняться заказчику. И тут вдруг — мы делаем что хотим и как хотим. И до сих пор мы так работаем. Нам доверяют, вот уже 20 лет.

«Смешарики», с 2003 года, реж. Д. Сулейманов, kinopoisk.ru

— Можно считать «Смешариков» постмодерном?

— Конечно. Темы — вечные, инструментарий — постмодернистский. Постмодерн постулирует отсутствие смысла. Ну хорошо, пусть не отсутствие, но существование кучи смыслов, когда ты можешь повернуть любой, как тебе угодно (для меня, в принципе, это примерно одно и то же). 

Наши смыслы — не постмодернистские. По содержанию мы традиционалисты, а по форме — да, абсолютно постмодерн. 

— Вы говорите с детьми об очень серьезных вещах: о смерти, разочаровании, депрессии, одиночестве, о любви... Цитата из «Торжества разума»: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас уже нет дела. А любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов» — стала хрестоматийной.

— Это правда. Мы говорим о том, о чем все мировое искусство говорит всю свою историю.

— Да, но со взрослыми!

— (Смеется) Согласен. Может, мы хотели быть Софоклом для нового поколения? Мы как-то органично это сделали. Знаете, я так отвечу: все дело в том, что мы не относились к «Смешарикам» как к продукту. Сейчас часто слышим, что вот, выпустили продукт, который надо продать (кинопродукт или анимационный продукт). А мы к «Смешарикам» относились всегда как к свободному творчеству. Мы не ставили задачу продавать. Мы делали свое кино.

Я абсолютно уверен, что художник в принципе не должен задумываться, как продать свое произведение. Иначе на этом творчество закончится и ты превратишься в какого-то слугу. Надо делать то, что ты сам считаешь нужным, — тогда будет все нормально. И в творчестве, и в жизни, в принципе. Хорошо, если ты еще талантлив при этом. 

Джангир Сулейманов на #рыжемфесте с лекцией «Как делать мультфильмы в 21 веке»

— Когда поняли, что «Смешарики» взлетели, стали суперпопулярными?

— Я помню этот момент с точностью. В 2004 году я приехал к своим русским друзьям в Рим и привез первую кассету со «Смешариками» в подарок. Они приняли вежливо и довольно безразлично: ну что там в России могут быть за мультики. Положили на полку, сказали «Спасибо, потом посмотрим». Через год я случайно узнал, что дети засмотрели кассету до дыр, зарегистрировались на нашем форуме, стали фанатами, рисуют в тетрадках смешариков, ждут новые серии.

Но... Даже тогда никто не думал, что это будет такое культурное явление. Такого феномена, как у «Смешариков», нет ни у одного сериала в России. 

Люди присвоили себе сериал в целом и обращаются с персонажами как с собственностью, можете почитать комментарии: зрители выражают недоумение, возмущение и даже хейтят авторов, если они как-то не так обошлись с любимым героем. То есть «Это наше, и вы обидели то, что нам принадлежит!».

Мы не ожидали даже близко такого эффекта. Мы просто делали то, что считали правильным, и попали в десятку.

— А еще вот этот момент: ребенку рассказывают о разных душевных состояниях и учат принимать и себя, и других такими, какие они есть. Ты можешь быть злым, огорченным, разочарованным. Ты можешь быть любым — это нормально. И другой человек тоже.

— Ну конечно. Потому что мы создали утопию. Признаки утопии — бесконечное материальное довольствие и демиург, который за всеми присматривает. Никто не приходит и не забирает нефть. 

«Смешарики» — это идеальная вселенная, в которой всем бы нам хотелось жить. Наверное, этим и объясняется их терапевтическое воздействие. В жизни, к сожалению, такого не бывает и не будет никогда.

— Но ведь это важно, чтобы ребенок вырастал с пониманием, что так — правильно.

— Сложно сказать, как наши постулаты скажутся потом на жизни человека. Я вообще скептически отношусь к тому, что искусство кого-то формирует. Гитлер получил художественное образование, прекрасно разбирался в искусстве, думаю, тоже хорошие книги читал...

«Смешарики», с 2003 года, реж. Д. Сулейманов, kinopoisk.ru

Но знаете что? «Смешарики» — ключ к любому сердцу. Говоришь «Смешарики» — и человек светлеет лицом. Мы выступали у вас в Челябинске перед ребятами в лицее («ИТ-лицей Привилегия» — Прим. ред.), проходили через охрану. Нормальный такой охранник, доброжелательный здоровый парень. А когда возвращались, он нам навстречу, улыбается: «Так вы режиссер „Смешариков“! Ого! Можно с вами сфотографироваться? А подпишите, пожалуйста. А можно еще для моего сменщика?»

Но... Насколько в пограничной ситуации человек помнит про доброту и толерантность? Где там потребность в прекрасном в пирамиде Маслоу? Вот-вот. Но я точно знаю, что «Смешарики» внесли свою лепту в то, чтобы мир был лучше, светлее, добрее. 

Мы любим этих героев, их мир. Для меня это не пауки в банке, а родные живые...

— ...люди.

— Люди, да. Это я. Любой найдет себя в «Смешариках» — может, не целиком, а частично в разных персонажах. Я к ним так отношусь, и, наверное, это передается зрителям. Вся наша команда, неизменная много лет: сценарист Алексей Лебедев, композитор Сергей Васильев, пул режиссеров  — все так их воспринимают. 

— Сериал «Приключения Пети и Волка», который делает та же команда, ставит еще более серьезные вопросы. 

— Пожалуй, да. Это наш новый сериал, он рассчитан, скорее, на более взрослую, на подростковую аудиторию. И должен сказать, что по зрительскому рейтингу «Кинопоиска» («250 лучших сериалов»), куда вошли и иностранные, и советские, и современные картины, наш «Петя и Волк» — на 11-м месте. Выше него из советского/российского только «17 мгновений весны», а также такие мировые хиты, как «Во все тяжкие», «Игра престолов», «Друзья»...

Даже «Смешариков» обошел! Других примеров удачных сериалов для подростков, кроме «Пети в Волка», в отечественной анимации нет. Есть, конечно, «Южный парк», «Рик и Морти», но это мировая классика.